Работа плюс учёба24.06.2024 14:30
Студенчество — пора, когда энергии хватает и на обучение, и на поиски работы. Больше половины российских студентов вузов трудятся параллельно с учёбой, показало исследование Высшей школы экономики. Социологи проанализировали данные за 2023 год и выяснили несколько мотивов, которые подталкивают молодёжь к поиску работы. Основной — финансовый (около 68% респондентов выбрали его), затем идёт вариант накопления опыта и построения карьеры. Сконцентрироваться на учёбе или попытаться совместить занятия с работой — вопрос, который рано или поздно встаёт практически перед каждым студентом. Но ко всему надо подходить с умом. Студенты разных факультетов рассказали о своём личном опыте. Счастлив, что выбрал профессию учителя, Тимофей Первушкин, магистрант историко-филологического факультета, учитель истории и обществознания гимназии № 44 г. Пензы: — История как дисциплина меня привлекала всегда. Поэтому передо мной не стояло дилеммы, на какую специальность поступать. Только после трудоустройства я почувствовал, что профессия учителя — это не только удовольствие от уроков и радость от общения с детьми. Учитель — это большая ответственность, постоянная самоподготовка. Думается, что главная сложность этой профессии в том, что даже после завершения трудового дня мысли у тебя всё равно о работе: у каких классов завтра уроки, проверил ли работы, выставил ли оценки в журнал? Успех в моей профессии как нельзя лучше сформулировал наш земляк В. О. Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Мои ученики в этом году стали победителями городских олимпиад по истории и обществознанию, победителями региональной олимпиады по обществознанию им. В. О. Ключевского, призёрами Всероссийской научно-практической конференции «Лебедевские чтения», а также победителями и лауреатами различных творческих конкурсов, интеллектуальных игр. Их интерес и уважение к моему предмету служат для меня тем самым стимулом, благодаря которому я каждое утро говорю себе: «Я счастлив, что выбрал профессию учителя. Горжусь своими учениками». Работа плюс учёба — вполне решаемая задача, если есть желание, мотивация и правильный тайм-менеджмент. В этом уверена Айтач Байрамова, студентка магистратуры факультета вычислительной техники, инженер лаборатории технической поддержки ЭИОС ПГУ: — Выбрав ФВТ, я не ожидала настолько яркой студенческой жизни. С первого курса совмещала успешную учёбу и участвовала в разных вузовских мероприятиях — это закаляет и учит многозадачности. Во время моего обучения на бакалавриате работала в приёмной комиссии на родном факультете. Это здорово — делиться опытом и знаниями с абитуриентами, помогать им с выбором специальности, а порой просто успокоить. Поэтому с уверенностью могу сказать, что большинство навыков — хардовых и софтовых — развил во мне факультет и вуз в целом. Вот уже больше года я работаю в управлении информатизации, помогая пользователям в разрешении отдельных вопросов, возникших при использовании ЭИОС. При этом продолжаю это совмещать с работой в приёмной комиссии в составе технического персонала. ПГУ даёт массу возможностей для реализации своего потенциала. Так, я принимала участие в акселерационной программе ПГУ, была одним из организаторов танцевального проекта ПГУ — «Форма 2023». Как главный декоратор также была одним из организаторов Студенческой весны ФВТ. Я рада здесь работать и учиться. Успеть за 60 секунд: история загрузки и перезагрузки спортом. Карина Легошина, студентка Института физической культуры и спорта, тренер по художественной гимнастике: — Как совмещать учёбу и работу? Всё просто: это зависит от вашего настроя и желания. Я с самого детства тренировалась в сборной Пензы и отличалась хорошей успеваемостью, а сейчас иду на повышенную стипендию, также я недавно стала председателем студсовета ИФКиС и работаю тренером, готовлю маленьких чемпионок. Я не могу называть свою работу «работой», для меня это хобби! Видеть успехи своих детей, их улыбки — это самое лучшее, это успех! Главное, чтобы были взаимопонимание и общая с учеником цель, иначе ничего не выйдет. За 3 года у меня уже есть чемпионки, с которыми на соревнованиях мы представляем наш город. Я ими очень горжусь. У меня также есть маленькая воспитанница Дарья Панюшова, которая стала двукратной абсолютной чемпионкой в Пензе и в Москве. Моя Даша вошла в пятёрку лучших детей России клубной лиги по художественной гимнастике. Я очень благодарна своим преподавателям, тренерам, которые столько вложили в меня и до сих пор вкладывают. Главное — любовь к работе. Это взгляд студента лечебного факультета Артёма Назарова: — Я уверен, что абсолютно любой человек в современном мире понимает, насколько сложно учиться в медицинском вузе. Это не только трудный, но и долгий путь профессионального становления. И я лично убедился в этом. Помогать людям мне захотелось буквально на второй день обучения в Мединституте, но из-за колоссальной загруженности такой возможности не было. Помогать смог лишь на четвёртом курсе. Моей давней мечтой было стать травматологом — я устроился медбратом в отделение травматологии Областной клинической больницы им. Н. Н. Бурденко. Бессонные ночи, тяжёлые пациенты — так закаляется настоящий врач. Признаться честно, совмещать учёбу и работу достаточно сложно — времени на изучение тем оставалось мало, ночь за учебниками — трудно. Хорошо, что преподаватели объясняют тему, можно сказать, на пальцах. Каждый доктор должен пройти этот путь: от медбрата до врача, чтобы понять для себя, каким специалистом ему хочется стать. Труд без любви есть каторжная работа. А моя работа — самая лучшая и любимая. Практика и теория — рука об руку. Мне нравится моя зарплата, могу себе позволить съездить отдохнуть летом. Кристина Ласкина, студентка Юридического института, помощник арбитражного управляющего: — В 2020 году я поступила в ПГУ на специальность «Судебная и прокурорская деятельность» и нисколько не прогадала со своим выбором. Грамотный преподавательский состав уже на первом курсе делился с нами своими знаниями в сфере юриспруденции. Проходя практику в различных организациях, я постепенно набиралась опыта работы и изучала структуру системы. Это позволило мне понять, что любую теорию жизненно необходимо подкреплять практикой, и на третьем курсе я устроилась помощником арбитражного управляющего. Ежедневная работа с материалами дел о банкротстве, изучение судебной практики, составление документов дают бесценный опыт, необходимый мне как студентке, и, что самое важное, он критически необходим в будущем как в государственных структурах, так и в частных юридических организациях. Кроме того, у меня теперь есть неплохой источник дохода и я планирую летний отдых на море. Карьера — совокупность знаний, умений и желания стать профессионалом. Так считает Яна Кузнецова, студентка Института экономики и управления, менеджер по персоналу в ООО «Сигма» (г. Пенза): — Ещё в 11-м классе я совершенно не понимала, кем хочу быть. Увидела на сайте ПГУ направление подготовки «Управление персоналом» — и оно меня заинтересовало, так как ранее я не слышала о таких специалистах, как HR-менеджеры. В конце второго курса я поняла, что мне хочется закреплять и развивать теоретические знания на практике. Спустя 3–4 месяца упорного поиска я нашла работу. Сначала меня приняли на должность рекрутера в ООО «Открытые решения» (г. Пенза). Сейчас я работаю в ООО «Сигма» менеджером по персоналу. Занимаюсь тем, что помогаю новым сотрудникам адаптироваться, а «старичкам» — развиваться. И мне очень нравятся мои обязанности. Безусловно, совмещать очную учёбу и работу — не самая простая задача. Но, если правильно распределять своё время и найти лояльного работодателя, всё обязательно получится. Материал подготовила Юлия Герасимова |