Мединститут и его директор: интервью с А.Н. Митрошиным
На вопросы «Улицы Московской» отвечает директор Медицинского института ПГУ, заведующий кафедрой хирургии, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, травматолог-ортопед Александр Митрошин.
Справка «УМ»
Александр Митрошин родился 21 января 1956 г. в г. Кинеле Куйбышевской (ныне Самарской) области в семье учителя и врача.
После переезда в Пензу с 1982 г. по 1984 г. работал врачом-травматологом Пензенской больницы № 6 им. Г. А. Захарьина.
С 1984 г. по 1986 г. обучался в клинической ординатуре на кафедре травматологии Пензенского института усовершенствования врачей, где работал с 1987 г. сначала ассистентом, а затем доцентом.
В 1992 г. Александр Митрошин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Перспективы клинического применения нового тотального протеза тазобедренного сустава», а через несколько лет, в 1999 г., – докторскую по теме «Экспериментально-клиническое обоснование тотального замещения тазобедренного сустава самозакрепляющимся протезом».
С 2003 г. работает директором Медицинского института ПГУ.
Сфера научных интересов Александра Митрошина – хирургия крупных суставов и позвоночника. Основные научные направления – получение материалов медицинской техники с применением технологии микродугового оксидирования, разработка современных медицинских технологий лечения больных с хирургической патологией.
– Александр Николаевич, почему Вы решили стать врачом? Кто более всего повлиял на Ваше становление как врача и как ученого?
– У меня был замечательный пример перед глазами – моя мама. Она работала доктором около 50 лет, и так сложилось, что я понял: это особенная, необходимая профессия.
Оперировать я начал достаточно рано, на 4-м курсе института. У меня перед глазами были примеры моих коллег, моих учителей. У меня очень добрые отношения с целой плеядой профессоров Куйбышевского (ныне Самарского) государственного медицинского университета, которые были для меня эталоном профессионала. Это профессор Аминев Александр Михайлович, академик Краснов Александр Федорович и, конечно, Георгий Львович Ратнер.
Несомненно, становление мое как врача проходило в том числе и на пензенской земле – опыта я набирался и тут. Я очень благодарен коллегам, которые здесь меня поддерживали в начале профессиональной деятельности. Безусловно, врач не может сформироваться один. Он формируется в коллективе.
– Менялись ли Ваши научные интересы?
– Нет, я всю жизнь занимаюсь разработкой новых методик, новых имплантов, новых материалов и внедрением их в клиническую практику, этому были посвящены кандидатская и докторская работы. Тогда внедряли методики, которые не были широко распространены в Советском Союзе, в России, а сегодня есть практически в каждом регионе.
Медицина не стоит на месте, сейчас проводятся такие по сложности операции, которые невозможны были еще лет 15–20 тому назад. Мы проводим медицинскую реабилитацию очень сложных пациентов, которые раньше полностью или частично утрачивали свое здоровье.
– Вы стояли у истоков создания в Пензе медицинского института и более 25 лет являетесь его бессменным руководителем. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось, от идеи до воплощения?
– Ну, идея не нам принадлежит, а Екатерине Великой, потом Николаю Александровичу Семашко, затем Николаю Ниловичу Бурденко. Просто в силу определенных обстоятельств в те конкретные моменты времени реализовать это было достаточно сложно.
И вот в 1999 г. решили организовать медицинское образование. Я только защитил докторскую диссертацию, и пришлось этим заниматься. Был непростой период, постперестроечный. Надо отдать должное, идею поддержал губернатор Пензенской области Василий Кузьмич Бочкарев и руководство университета в лице Владимира Ивановича Волчихина, в то время ректора ПГУ. Без их поддержки это было бы выполнить нереально, потому что лицензию на право образовательной деятельности мы получили 16 июня, а 1 сентября нужно было начать педпроцесс. Все было организовано, но вы же понимаете, что один человек не мог бы это реализовать.
Очень большие усилия приложил целый ряд профессоров, которых пригласили на работу в ПГУ из других городов. Олег Витальевич Калмин, Михаил Юрьевич Ледванов, Инесса Яковлевна Моисеева, Мозеров Сергей Алексеевич и другие стояли у истоков формирования теоретических кафедр, затем клинических. Профессора Валентин Эливич Олейников, Фагим Касымович Рахматуллов возглавили кафедры интернистского плана. Александр Иванович Кислов пришел из института усовершенствования врачей в ПГУ. Так формировалась команда.
Трудности были, есть и будут. Но когда через два года после начала работы мы проходили повторную процедуру лицензирования, известные ученые, организаторы здравоохранения Николай Николаевич Володин и академик Игорь Николаевич Денисов удивлялись, как нам удалось за 2-3 года создать необходимые условия для реализации образовательного процесса.
Мы начинали с одной специальности – «лечебное дело», и контрольные цифры приема были 40 человек.
Спустя четверть века в стенах Мединститута ПГУ обучение проходят около 4,5 тыс. студентов. Они обучаются на специальностях «лечебное дело», «стоматология», «фармация», «медицинская кибернетика». Но надо отметить, что это не только российские студенты, но и представители из 50 стран ближнего и дальнего зарубежья.
Из последних достижений важно выделить, что у нас открылся диссертационный совет.
Теперь мы ведем обучение в ординатуре по 36 специальностям, предоставляем возможность постдипломного образования.
Более 50% врачей, работающих в системе здравоохранения Пензенской области, наши выпускники.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все, что получилось, связано, в первую очередь, с поддержкой и руководства университета, и преподавателей.
– Сколько врачей ежегодно выпускает медицинский институт?
– Количество выпускников год от года меняется от 500 до 600, иногда 700 человек в год с учетом иностранных студентов. Учиться медицине тяжело, особенно первые 3-4 года, когда необходимо усвоить очень большой объем материала. У нас еженедельная нагрузка одна из самых больших среди всех образовательных программ высшей школы.
Но по объективной оценке нашего труда в виде первичной специализированной аккредитации Минздрава РФ знания подтверждают 97-98% наших студентов.
Подводя итог нашей более чем 25-летней деятельности, я могу сказать, что у нас большинство выпускников, за редким исключением, находятся в профессии.
– Какой кадровой политики Вы придерживаетесь: предпочитаете выращивать преподавателей в собственных стенах или приглашать выпускников медицинских вузов других городов?
– Мы являемся открытым учебным заведением, и у нас есть коллеги, которые окончили разные медицинские учреждения. И сейчас к нам приезжают из Донецка, из Курска, из других регионов. Но в настоящее время большая часть профессорско-преподавательского состава – наши выпускники, которые окончили успешно вуз, получили диплом с отличием, затем поступили в ординатуру, потом в аспирантуру. Они проходят такой вот этапный путь развития, защищают кандидатские и докторские в нашем диссертационном совете, и мы с радостью оставляем их у себя. Подчеркну, это не теоретики. Они, как правило, профессионалы в своих отраслях, практики с большим опытом. Наши люди – это наша гордость.
«Улица Московская», подготовила Екатерина Куприянова