Эпоха физики: читайте большое интервью с деканом ФПИТЭ В.Д. Кревчиком
Интервью с талантливым ученым, доктором физико-математических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, деканом факультета приборостроения, информационных технологий и электроники ПГУ В. Д. Кревчиком. 13 декабря Владимир Дмитриевич отметил юбилей.
— Как вы пришли в науку? Ваши первые шаги.
— В науку я пришел так же, как и многие мои коллеги в то время, — после окончания в 1978 году физического факультета Ташкентского государственного университета со специализацией «Теоретическая физика» с последующим распределением в физико-технический институт им. С. В. Стародубцева. Я оказался в лаборатории прецизионного приборостроения, где мне было предложено заняться теоретическими исследованиями акустостимулированных эффектов в полупроводниковых структурах со встроенным полем. В последствии эти исследования легли в основу моей докторской диссертации. Параллельно в 1979 году я поступил в заочную аспирантуру по специальности «Физика полупроводников» и в 1983 году защитил кандидатскую диссертацию, тематика которой была связана с полупроводниковой наноэлектроникой, в то время еще достаточно молодой наукой. В процессе работы над кандидатской диссертацией я познакомился с такими известными физиками и в то же время замечательными людьми, как Гринберг Анатолий Александрович, Шик Александр Яковлевич, Магарилл Лев Исаакович, Чаплик Александр Владимирович, Энтин Матвей Вульфович, общение с которыми сыграло огромную роль в моем отношении к науке и моем становлении как физика.
— Вы руководитель одной из научно-педагогических школ нашего университета. Когда ваша школа была образована? В каком научном направлении ведутся исследования?
— Научно-педагогическая школа «Оптические и транспортные свойства наноструктур с примесными центрами» была образована в 1998 году на кафедре «Физика» Пензенского государственного университета. За этот период под моим научным руководством выполнено и защищено 26 кандидатских и 2 докторские диссертации. Тематика научно-педагогической школы связана с приоритетным направлением развития науки, технологий и техники РФ «индустрия наносистем».
— Каким образом вам удается привлечь молодежь к научной работе и какие успехи молодых ученых вашей школы можно выделить?
— В настоящее время научно-педагогическая школа насчитывает более 50 человек, среди которых магистры, аспиранты, молодые кандидаты и доктора наук. Многие из них становились победителями престижных научных конкурсов и грантов. Так, например, Грозная Е. В. — кандидат физико-математических наук, победитель гранта «У.М.Н.И.К.» (2007—2009), лауреат диплома первой степени 9-й Всероссийской молодежной конференции по физике полупроводников и наноструктур, полупроводниковой опто- и наноэлектроники, С.-Петербург, 2007, лауреат сертификата признательности за активное участие (1-е место) и высокопрофессиональный доклад на 10-й Международной конференции по опто-, наноэлектронике, нанотехнологиям и микросистемам, Ульяновск, 2008; Грунин А. Б. — доктор физико-математических наук, лауреат губернаторской научной стипендии «За выдающиеся труды в области науки и техники (в области физики полупроводниковых наноструктур)» — декабрь 2007; Семенов М. Б. — доктор физико-математических наук, победитель издательского гранта Российского фонда фундаментальных исследований 2009 г. для издания коллективной монографии под ред. Нобелевского лауреата по физике Э. Дж. Леггета; Рудин В. А. — кандидат физико-математических наук, лауреат диплома первой степени на конкурсе молодых физиков России по секции фундаментальной физики — январь 2011; Губина С. А. — кандидат физико-математических наук, победитель гранта в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2012–2013 гг.); Егоров И. А. — аспирант, лауреат диплома первой степени по секции теоретической физики на молодежной научной конференции «Ломоносов-2014», лауреат диплома второй степени на конкурсе молодых физиков России по секции фундаментальной физики — март 2015.
Каким образом удается приобщить молодежь к науке? Как показывает опыт работы, молодежь концентрируется там, где есть интересные идеи, где существуют наглядные примеры карьерного роста, например от бакалавра до доктора наук, где в перспективе могут реализовываться их возможности.
— Какова научная значимость проводимых в вашей школе исследований?
— Полученные в рамках научно-педагогической школы результаты теоретических исследований имеют важное значение для развития физических представлений о влиянии примесных центров и их комплексов на оптические свойства наноструктур, для развития физики электронных процессов в низкоразмерных системах в сочетании с многомерным диссипативным туннелированием, для развития нового научного направления — инженерии дефектов в технологии полупроводниковых приборов.
— Как для вас сложился 2015 год в рабочем плане?
— На мой взгляд, этот год сложился достаточно удачно как для меня, так и для возглавляемого мной факультета приборостроения, информационных технологий и электроники (ФПИТЭ). В рейтинге факультетов за первое полугодие наш ФПИТЭ занял второе место. Наш факультет отмечен многочисленными наградами за спортивные достижения. Команда студентов, сформированная на кафедре ИБСТ, заняла третье место в Межрегиональных соревнованиях по информационной безопасности Volga CTF — 2015 (г. Самара), аспирант кафедры «Физика» Егоров И. А. стал лауреатом диплома второй степени на конкурсе молодых физиков России по секции фундаментальной физики (г. Москва, 2015). В конце 2015 г. выйдет в свет созданный на нашем факультете научный электронный студенческий журнал «Инжиниринг и технологии». И этот перечень можно продолжить.
— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для развития науки?
— Прежде всего должна сформироваться сама потребность в развитии науки — это потребность предприятий, бизнеса, а также потребность подготовки высококвалифицированных кадров. И, наконец, наука должна быть молодой, т.е. необходимо создать условия, комфортные для научных исследований, для карьерного роста молодежи.
— Вам приходилось представлять наш университет за рубежом?
— Да, в 2006 году я читал лекции в Токийском университете (Центр нанотехнологий), в фирме «Токио Инструментс Корпорейшн», а также в НИИ при Международном медицинском центре Токио.
— Расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь в свободное время? Есть ли у вас хобби?
— Мой сын Павел, надеюсь, пойдет по моим стопам. Он является аспирантом кафедры «Физика» ПГУ, активно занимается научной работой. Племянник Дмитрий — тоже физик. Внук Илья в свои 11 лет уже интересуется физикой… Ну а свободного времени у меня очень немного. Все свое свободное время я посвящаю коллекционированию. Я коллекционирую слонов и динозавров, разрабатываю различные ландшафты, где размещаю свои коллекции. Слон — символ силы, добродетели. У меня собраны слоны из разных стран — Греции, Египта, Таиланда, Турции, Индии, ЮАР… А что касается динозавров, то мне просто очень интересна эта эпоха, где правит естественный отбор и ярко выражена борьба за существование.
— Каковы ваши планы на ближайшее будущее?
— Планы на ближайшее будущее связаны с подготовкой к защитам моих аспирантов и докторантов. Здесь предстоит кропотливая и серьезная работа. Важной задачей является дальнейшее развитие ФПИТЭ, достижение высоких результатов в учебе, в воспитательной и научной работе.
Беседовала Людмила Милославская