День банковского работника: 10 лет успеха кафедры Сбербанка «Цифровая экономика» в ПГУ

02.12.2024 15:06

В этом году базовой кафедре Сбербанка «Цифровая экономика» исполняется 10 лет! За этот срок она стала важным образовательным центром для подготовки специалистов в области банковского дела, цифровой экономики и бизнес-информатики. Кафедра была создана в 2014 году в структуре Института экономики и управления и за прошедшее десятилетие успела стать настоящей кузницей талантов, выпускающей высококвалифицированных профессионалов.

В юбилейный год мы пообщались с директором Института экономики и управления, к. э. н., доцентом Светланой Тактаровой, и. о. заведующего кафедрой, Управляющим Пензенским отделением № 8624 Сбербанка Артёмом Пастуховым и заместителем заведующего кафедрой «Цифровая экономика», к. э. н., доцентом Татьяной Кузнецовой.

— Светлана Викторовна, как возникла идея создания кафедры?

— Идея создания кафедры возникла благодаря инициативе руководства университета, Института экономики и управления в рамках соглашения о сотрудничестве с крупнейшим банком страны и одним из крупнейших работодателей в регионе ПАО «Сбербанк России».
В рамках создания кафедры в 9-м корпусе Института экономики и управления были полностью отремонтированы и оборудованы современные учебный и компьютерный классы, которые сегодня активно используются в учебном процессе.

— Светлана Викторовна, сегодня всё чаще на повестке дня стоит вопрос о соответствии уровня подготовки студентов требованиям работодателей. Помогает ли сотрудничество со Сбербанком решать эти вопросы?

— Да, безусловно. Сегодня все образовательные программы, реализуемые на кафедре «Цифровая экономика» согласованы с руководством Сбербанка. Кроме того, топ-менеджеры банка непосредственно участвуют в учебном процессе: ведут лекции, практические и лабораторные занятия. Часть занятий проходит на площадках Сбербанка. Являясь симбиозом двух направлений — академического образования и практического бизнеса, — кафедра призвана обеспечить наиболее полное, качественное и актуальное наполнение образовательных программ.

— Артём Сергеевич, что значит для Сбербанка участие в образовательных проектах университета?

— Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность руководству университета и института за плодотворное сотрудничество и понимание важности трансформации образования и учёта в нём требований работодателей.

В этом году не только наша кафедра отмечает своё десятилетие, но и Корпоративный университет Сбербанка, который на сегодняшний день является одним из крупнейших и активно поддерживает социальные проекты и инициативы, оказывает помощь в обучении и развитии персонала компаний-партнёров, а также участвует в программах поддержки молодых специалистов и выпускников вузов. Это способствует созданию благоприятной среды для профессионального роста и развития общества в целом.

Если говорить о Пензенском отделении № 8624 Сбербанка, то ежегодно на площадках центрального офиса проводятся студенческие квизы, экскурсии, мастер-классы, финансовые диктанты, а в Институте экономики и управления на регулярной основе проводятся «Уроки бизнеса со Сбером», открытые лекции по искусственному и эмоциональному интеллекту, по финансовой и цифровой грамотности, бизнес-игры и много других мероприятий.

— Артём Сергеевич, Корпоративный университет Сбербанка сегодня предлагает огромное множество программ дополнительного образования по цифровым компетенциям. Есть ли возможность у сотрудников кафедры и студентов обучаться на данных программах?

— Да, сотрудники кафедры и студенты могут обучаться на программах дополнительного образования по цифровым компетенциям, которые предлагает Корпоративный университет Сбербанка. Эти программы направлены на развитие профессиональных навыков в таких областях, как искусственный интеллект, большие данные, кибербезопасность, блокчейн, интернет-маркетинг, финтех, e-commerce и другие современные технологии. Участие в них позволяет сотрудникам и студентам быть в курсе последних тенденций и новшеств в своей профессии, а также повышает их конкурентоспособность на рынке труда.

Ежегодно преподаватели кафедры обучаются по программам Летней школы Сбера, студенты участвуют в акселерационной программе по разработке собственных стартапов, а лучшие студенты имеют возможность в рамках конкурсного отбора посетить мастер-классы и деловые игры Корпуниверситета в Москве в рамках празднования Дня российского студенчества.

— Артём Сергеевич, есть ли возможность проведения стажировок и прохождения практики для студентов?

— Да, в офисах Сбербанка ежегодно проходят практику более 80 студентов разных курсов. Лучшим студентам в летнее время предлагаются оплачиваемые стажировки. Поскольку представители Сбера являются членами ГЭК на защитах бакалаврских и магистерских работ, то лучшим студентам предлагается трудоустройство в нашей компании.

— Татьяна Евгеньевна, вы с самого начала образования кафедры занимаетесь вопросами учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы на кафедре. Какие на сегодняшний день реализуются образовательные программы на кафедре?

— Сегодня кафедра проводит учебную, методическую и научно-исследовательскую работу и является выпускающей по направлениям подготовки: 38.03.01 «Экономика» профиль «Цифровая экономика»; 38.03.05 «Бизнес-информатика» профиль «Цифровые технологии в экономике и бизнесе»; 38.04.01 «Экономика» магистерская программа «Цифровая экономика и бизнес-аналитика». Обучение ведётся по очной, заочной и очно-заочной формам обучения. Общий контингент обучающихся составляет 240 человек.

— Татьяна Евгеньевна, сегодня активно в университетах развивается научно-исследовательская работа. Что делается в этом направлении на кафедре?

— На кафедре ведётся активная научно-исследовательская работа, как преподавателями, так и студентами. Научные исследования ведутся в сфере изучения цифровой трансформации экономики и бизнеса в современных условиях. Результаты исследований публикуются в ведущих рецензируемых научных изданиях, в том числе входящих в международные базы цитирования, и представляются на международных и всероссийских конференциях, в том числе на английском языке. На регулярной основе студенты кафедры становятся победителями конкурса Президентских грантов на прохождение научных стажировок за рубежом в вузах-партнёрах. Только за последние несколько лет 5 студентов в рамках Президентского гранта прошли обучение в вузах Германии и один студент краткосрочную стажировку в Китае. Трое студентов стали победителями Грантового конкурса Китайской Народной Республики для обучения в магистратуре. Кроме того, студенты кафедры становятся финалистами акселерационных программ в ведущих вузах России, достойно представляя кафедру и Пензенский государственный университет. Это способствует повышению уровня знаний и компетенций студентов, а также укреплению международного авторитета кафедры.

— Артём Сергеевич, поделитесь, пожалуйста, дальнейшими планами развития кафедры.

— За прошедшие 10 лет кафедра «Цифровая экономика» доказала свою значимость и востребованность. Сегодня ведётся работа по лицензированию новой образовательной программы по направлению 38.04.05 «Бизнес-информатика» магистерская программа «Технологии искусственного интеллекта и бизнес-аналитика». В будущем планируется расширение сотрудничества с ведущими компаниями и научными центрами, а также увеличение числа студентов и преподавателей. В эпоху стремительной цифровизации экономики важно продолжать подготовку квалифицированных специалистов, способных решать сложные задачи и внедрять инновации. Мы уверены, что кафедра продолжит играть ключевую роль в этом процессе и будет вносить значимый вклад в развитие цифровой экономики нашего региона и всей страны.

— Татьяна Евгеньевна, планируются ли какие-то мероприятия в честь юбилея?

— Да, безусловно. В рамках празднования юбилея планируется проведение ряда мероприятий, включая торжественный концерт, конференции, круглые столы, мастер-классы и встречи с выпускниками. Эти мероприятия позволят обсудить актуальные проблемы и достижения в области цифровой экономики, а также поделиться опытом и знаниями.

— Светлана Викторовна, что бы вы хотели пожелать кафедре «Цифровая экономика»?

— Результаты повседневной работы коллектива кафедры воплощены в каждом новом поколении выпускников, в их успехах, профессиональном и личностном росте. Это ежедневный, кропотливый и ответственный труд преподавателей, тех, кто помимо знаний вкладывает в молодое поколение частицу собственной души и формирует лучшие нравственные качества личности. Желаю профессорско-преподавательскому коллективу кафедры «Цифровая экономика» неиссякаемой энергии, достижения новых творческих и научных высот и талантливых студентов.

«Университетская газета» № 8 от 21.11.2024, Татьяна Кузнецова