Исследователи ПГУ выяснили, как часто журналисты говорят о профессиональном стрессе

26.07.2024 11:27

Ученый, канд. филол. наук, доцент кафедры «Журналистика» Педагогического института имени В. Г. Белинского Пензенского госуниверситета Галина Зуева провела исследование и провела контент-анализ журнала «Журналист» и портала «Сделано.медиа» на предмет публикаций о профессиональном стрессе. Кроме того, важным этапом работы стало проведение опроса пензенских журналистов по поводу того, насколько часто они читают эти СМИ. Научные труды опубликованы в авторитетном журнале «Вестник НГУ», входящий в международную базу данных Scopus.

«Журналист» — старейшее в России профессиональное издание для работников СМИ. Портал «Сделано.Медиа» — проект Лаборатории мультимедийных коммуникаций Силамедиа (Silamedia). Он ориентирован в первую очередь на редакторов, но содержит большое количество обучающих материалов, полезных и для студентов, и для практикующих авторов. Поэтому именно эти СМИ исследователь выбрала для анализа. Поскольку среди других российских журналистских медиа они выделяются тем, что наиболее системно подходят к проблеме профессионального стресса.

Исследователю удалось проанализировать характеристики изданий: концептуальную направленность, аудиторию, редакционные подходы к подаче материала. Галина Сергеевна провела контент-анализ сайта журнала и портала с точки зрения тематического диапазона текстов и выявила место психологической проблематики в контенте.

Всего было разобрано более 100 публикаций, связанных с эмоциональным выгоранием и стрессом на работе.

«Данные опроса региональных журналистов нашей области позволили обнаружить наиболее востребованные содержательные блоки в этих медиа. Особое внимание уделяется текстам о журналистском стрессе, реализации в них практической ценности для сотрудников СМИ и пресс-служб. Выявлены стратегии эффективного транслирования информации о журналистском стрессе в условиях сложной геополитической ситуации», — поделилась Галина Зуева.

Удалось выявить следующие содержательные блоки материалов:

— понятие стресса и особенности журналистского стресса;
— синдром эмоционального выгорания у журналистов;
— работа с героями материалов, к которым нужен особый подход;
— эмоциональное состояние журналиста и восстановление после моральной травмы;
— предотвращение тревожности при постоянном нахождении в нестабильном информационном поле и в условиях ненормированного рабочего дня;
— коммуникация с коллегами и редактором, общение редактора с журналистами.

Для более глубокого понимания вовлеченности журналистов в формирование системы психологической поддержки внутри медийного сообщества был проведен опрос журналистов Пензенской области. Они высказали свое отношение к профессиональным медиа.

В опросе принял участие 41 журналист (61 % женщин, 39 % мужчин). Возраст респондентов — от 18 до 55 лет. Должности — корреспондент, ведущий программ, редактор, главный редактор, продюсер, SMM-специалист редакции и другие. Респонденты работают в газетах, на радио, телевидении, в интернет-СМИ, пресс-службах.

Выяснилось, что журналистам интересны материалы на темы, связанные с новыми трендами в медиасреде (указали 78 % опрошенных), интервью с практиками (46 %), материалы о законодательстве в области СМИ (32 %), статьи по психологии журналистики и профессиональной этике суммарно признали интересными 51 % респондентов.

«Это говорит о довольно высоком уровне важности этих тем для обсуждения в медиасообществе», — подчеркнула Галина Зуева.

Внутри сообщества есть запрос на самообучение, в том числе и в плане психологической подготовки. Многие региональные журналисты не знакомы с контентом профессиональных медиа. Работа в этом направлении может быть реализована на этапе обучения студентов-журналистов. Материалы профессиональных медиа могут использоваться в качестве источников для эссе, курсовых работ и ВКР, на курсах повышения квалификации для журналистов и на медиафорумах.