Научный полк ПГУ: «Моя капля ратного труда в Великую Победу»

08.05.2024 17:10

Чем дальше уходят от нас в историю горькие и славные четыре года Великой Отечественной войны, тем дороже память о людях, вынесших на своих плечах все ее тяготы и подаривших нам, своим потомкам, мир и саму жизнь. Мы, ныне живущие, всегда будем в долгу перед солдатами Победы, и наша священная обязанность — сохранить каждое слово их воспоминаний «о времени и о себе».

8 мая 1945 года в ходе Великой Отечественной войны была завершена Берлинская стратегическая наступательная операция. Будущий начальник штаба гражданской обороны Педагогического института им. В. Г. Белинского Владимир Иванович Долгоруков (18.12.1923–9.12.2019) встретил этот день в должности начальника разведки 3-го дивизиона 1304 пушечного артиллерийского полка в Латвии...

О своих военных годах ветеран рассказал подробно в 2010 году:

— В июне 1941 года я окончил 10-й класс средней школы № 1 г. Торопца Калининской (ныне Тверской) области. В Красную Армию был призван 14 июля 1941 года, когда мне было 17 лет. Службу красноармейцем начал в 14-м запасном артиллерийском полку, который дислоцировался в Тоцких лагерях Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Затем по окончании курса обучения в учебном дивизионе этого полка мне было присвоено воинское звание «младший сержант» (где-то в декабре месяце), и я был назначен на должность командира отделения топографического взвода, учебной батареи, учебного дивизиона. В мае 1942 года был направлен во 2-е Ленинградское артиллерийское краснознаменное училище, которое находилось в городе Белорецке Башкирской АССР. По окончании училища 15 февраля 1943 года мне было присвоено воинское звание «лейтенант» (мы на петлицах еще носили 2 красных квадратика, а в апреле месяце уже перешли на погоны), и я был направлен в город Чебаркуль Челябинской области, где формировалась 64-я ПАБр (пушечная артиллерийская бригада), входившая в состав 21 АДРВГК (артиллерийская дивизия резерва Верховного главного командования).

64-я ПАБр состояла из двух артиллерийских полков. Я был назначен командиром взвода управления 8-й батареи 3-го дивизиона 1304 ПАП (пушечного артиллерийского полка). После укомплектования 64-ой ПАБр личным составом, она была передислоцирована в Гороховецкие лагеря Горьковской (ныне Нижегородской) области, где мы занимались обучением личного состава с боевой техникой и вооружением, которые мы здесь получили полностью. Готовились к проведению боевых стрельб как окончательной подготовки к выезду на фронт. На вооружении нашей батареи, как и всего полка, состояли 152 мм ГП образца 1937 г. с дальностью стрельбы 17 км, вес снаряда — 43 кг, вес орудия 8 тонн, артиллерийский тягач — гусеничный трактор ЧТЗ.

Основное боевое предназначение бригады, полков и батарей — это борьба с артиллерией противника и разрушение особо прочных оборонительных сооружений. Моя задача, как командира взвода 8-й батареи в бою состояла в выборе места и инженерного оборудования НН, организации и ведении непрерывной артиллерийской разведки (днем и ночью); обеспечении постоянной и надежной телефонной и радиосвязи НП с ОП; подготовке исходных данных для стрельбы как по плановым, так неплановым целям; ведении стрельбы с использованием различных технических средств (РЛС, CHAP и др.); организации строительства блиндажей (землянок) или приспособлений какого-либо строения для отдыха личного состава и подразделения. Для выполнения этих задач во взводе было 28 человек и соответствующая техника.

После проведения боевых стрельб в июле 1943 года 64-я ПАБр несколькими железнодорожными эшелонами была направлена на Калининский фронт. В начале августа 1943 г. она развернулась в боевой порядок и начала готовиться к проведению артиллерийской подготовки, планируемой в полосе наступления 39-й армии. Местность, где батарея занимала боевой порядок, оказалась лесисто-болотистой, поэтому я был вынужден оборудовать НП батареи в лесу на дереве. На земле вырыли частично перекрытую щель, в которую в случае артиллерийского обстрела противника, разведчик-наблюдатель мог бы быстро по вертикально подвешенному канату спуститься с дерева. А немцы часто обстреливали лес, где располагался наш НП. 13 августа 1943 года мы впервые принимали участие в артиллерий­ской подготовке атаки наступающих соединений и частей 39-й армии, ведя огонь на подавление батарей противника. С первой попытки овладеть городом Духовщина, который был сильно укрепленным опорным пунктом немцев на путях к Смоленску, не удалось. В последующем после про­веденной перегруппировки войск и упорных боев 14 сентября мы овладели городом Духовщина. Всему личному составу 21-й артдивизии Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза товарищем Сталиным в приказе от 19 сентября была объявлена благодарность. Наша артдивизия получила наименование «Духовщинской». А 25 сентября был освобожден древний русский город Смоленск. За участие в этих боях я был награжден медалью «За отвагу». С 20 октября 1943 года Калининский фронт стал именоваться 1-м Прибалтийским, а командующим этим фронтом был назначен генерал армии И.Х. Баграмян.

В конце октября 1943 года 64-я ПАБр железнодорожным транспортом была переброшена на другой участок уже 1-го Прибалтийского фронта. Выгружались на железнодорожной станции Великие Луки (от моего дома 90 км), где попали под артиллерийский обстрел немцев. Автомашина моего взвода была выведена из строя и ремонту не подлежала, а гусеничный трактор нашей батареи поврежден. После выгрузки 64-я ПАБр своим ходом совершила марш в район юго-восточнее города Невель, где получила новую боевую задачу. Зимой 1943-44 годов и весной 1944 года наш артиллерийский полк в составе артиллерийской дивизии принимал участие в освобождении северо-восточной части Белоруссии: города Городок, поселка Езерище и других населенных пунктов. Боевые действия приходилось вести зимой, что вызывало дополнительные трудности, особенно с оборудованием НП, а также строительством блиндажей. С 23 июня по 29 августа 1944 года принимал участие в одной из крупнейших операций периода Великой Отечественной войны под условным названием «Багратион». В операции были задействованы 1, 2, 3-й Белорусские фронты и наш 1-й Прибалтийский, действующий на правом фланге данной операции. На 1-м Прибалтийском фронте операция началась мощной артиллерийской подготовкой продолжительностью 2 часа 15 минут. Плотность артиллерии достигала 150 орудий и минометов на 1 км прорыва фронта. Наш 1304-й ПАПАК в составе бригады поддерживал наступление общевойсковых со­единений вдоль реки Западной Двины, ведя в основном борьбу с артиллерией противника. 4 июля был освобожден город Полоцк. За освобождение города Полоцка нашему полку было присвоено наименование «Полоцкий», а всему личному составу соединения объявлена благодарность в приказе Сталина № 101 от 4 июля 1944 года.

Далее мы наступали в направлении городов Даугавпилс (Латвия) и Шяуляй (Литва), где мне впервые пришлось не­однократно в течение 10 дней подниматься на аэростате для корректирования огня артиллерии. Выйдя на рубеж Елгава — Добеле (что южнее Риги), наши войска подверглись сильным танковым контрударам противника. Мы были вынуждены перейти к обороне. Свыше двух недель продолжались тяжелые оборонительные бои. Особенно напряженными они были в районе города Шяуляй. 29 августа 1944 года операция «Багратион» закончилась. К этому времени наши войска вышли на рубеж Елгава (западнее Шяуляя) — Вилкавишкис, к границе Восточной Пруссии, а 1-й Белорусский фронт — частью сил к пригороду Варшавы. В итоге этой операции была разгромлена вражеская группа армий «Центр», наши войска продвинулись на запад на 550–600 км. Освобождена полностью Белоруссия и большая часть Литвы и Латвии.

После операции «Багратион» наш артполк с 14 сентября 1944 года принимал участие в прорыве сильно укрепленной и глубоко эшелонированной обороны противника юго-восточнее города Риги, за что в приказе Сталина от 19.09.1944 г. всему личному составу соединения была объявлена благодарность.

В целях полного освобождения Литвы от немецких войск и для того чтобы отрезать пути отвода группировки немецких войск, расположенной в Латвии, в Восточную Пруссию, 1-му Прибалтийскому фронту была поставлена «а дача — провести перегруппировку войск с рижского на­правления в район города Шяуляй и оттуда нанести удар н направлении на Клайпеду (Мемель) с целью освободить юрод и выйти на побережье Балтийского моря. Наступление на Клайпедском направлении началось 5 октября 1944 года. Наша артбригада поддерживала наступление 5 гв. танковой армии и к 10 октября подошла к Клайпеде, но овладеть городом не смогла в виду упорного сопротивле­ния противника и мощного огня корабельной артиллерии с моря. Другие соединения фронта вышли на морское по­бережье в районе города Паланга (что севернее Клайпеды) и в районе Руцава. Клайпеда была освобождена от немцев в январе 1945 года. С выходом наших войск на морское побережье группа армий немцев «Север» в количестве 33 дивизий оказалась отрезанной от Восточной Пруссии и прижатой к морю между Тукумсом и Либавой (Лиепая), расположенной на территории Латвии.

В феврале 1945 года 1-й Прибалтийский фронт был упразднен, а его войска переданы 3-му Белорусскому фронту. 64-я ПАБр в составе 21 артдивизии переподчинялась 2-му Прибалтийскому фронту и была переброшена своим ходом в район Вайпеде (что в 30 км юго-восточнее Либавы). В феврале 1945 года я был назначен на должность начальника разведки 3-го дивизиона 1304 ПАП. Моя задача теперь заключалась в организации разведки на командно-наблюдательном пункте командира дивизиона, в его инженерном оборудовании, организации СНД (сопряженного наблюдения в дивизионе). КПН 3-го дивизиона находился в 1-2 км южнее железнодорожной станции Приекулс. Мы находились в состоянии обороны. Ликвидация группировки немцев, прижатых к морю, была возложена на 2-й Прибалтийский и Ленинградский фронты при поддержке Балтийского флота. Общее руководство возлагалось на маршала Советского Союза Л.А. Говорова, командующего Ленинградским фронтом. Попытка наших фронтов прорвать оборону немцев и расчленить группировку войск противника на части успеха не имела. Советское Верховное Главнокомандование выделить дополнительные силы и средства не могло. Они требовались для действий на других, более важных направлениях (например, на Берлинском и др.) Поэтому вражеская группировка оставалась блокированной до конца войны.

8 мая 1945 года я находился на КНП дивизиона. Примерно в 12 часов дня мы стали наблюдать, как немцы по всему своему переднему краю устанавливают белые флаги и полотнища. Это означало, что немцы капитулируют. Мы торжествовали победу. За два года войны в моем взводе (28 человек) потери составили: 2 человека убитыми и 4 ранеными. Во взводе были люди разных возрастов и национальностей. 17 июня 1945 года приказом командующего Ленинградским фронтом мне было присвоено военное звание «старший лейтенант». Вскоре я получил путевку в санаторий под Москвой, но поехал домой в деревню к матери. Примерно через две недели после моего приезда вернулся домой и мой отец из немецкого плена.

В дальнейшем я продолжал служить в вооруженных силах Союза ССР. В 1958 году окончил Военную артиллерийскую командную академию в городе Ленинграде. Командовал отдельным ракетным дивизионом в Белорусском военном округе. Последние десять лет службы в армии работал преподавателем в Пензенском высшем артиллерийском инженером училище. 30 ноября 1973 года уволен в запас (по возрасту) с правом ношения военной формы одежды. Моя выслуга в армии составила 35 лет, а календарных — 32,5 года. За годы войны и службы в армии, а затем и работы на пенсии награжден орденами Отечественной войны 2 степени, Красной Звезды; медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и 17 другими («За безупречную службу», юбилейными, «Ветеран Вооруженных сил», «Ветеран труда»).

После увольнения из Советской армии работал начальником штаба ГО в Пензенском государственном педагогическом институте (университете) им. В.Г. Белинского почти 22 года, выбирался секретарем партийной организации АХЧ и членом парткома института.

С чувством чистой совести и особой гордости встречаю 65-ю годовщину Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–45 гг., понимая, что и я внес каплю своего ратного труда в эту победу, и вместе с этим склоняю свою седую голову в память о тех, кто не вернулся с полей сражений.

По материалам «Во имя Победы: Воспоминания, статьи и очерки». — Пенза: ПГПУ, 2010.