Ученые ПГУ создали систему оценки знаний студентов при помощи тестов14.03.2024 15:13
Исследователи создали две версии программы: «Многорежимная программа для подготовки и применения тестов, представленных в текстовой форме» и «Приложение для создания и прохождения тестов». Первая написана на объектно-ориентированном языке Java, использована библиотека Swing, пакеты, содержащие файлы ресурсов, пользовательский интерфейс. Все тесты хранятся в бинарном файле. Программу можно установить на любой компьютер и проверять знания обучающихся. Система тестирования предусматривает создание теста и его прохождение. Первый режим предусмотрен для преподавателя, а второй — для студентов. По словам разработчика, канд. техн. наук, доцента кафедры «Вычислительная техника» ПГУ Надежды Карамышевой, преподаватели и учителя часто сталкиваются с проблемой тестирования учащихся. Традиционные методы, например, написать тест на листочках — устарели. Для этого требуется распечатывать тестовые задания, а затем их проверять. Зачастую листочки с ответами могут быть просто утеряны. А с этой программой составить тест — дело 10 минут. И сразу после прохождения обучающиеся и преподаватели будут знать результат. «Наша программа простая и доступная каждому. Для того чтобы работать в ней, не нужна специальная подготовка. Достаточно обладать базовыми навыками владения компьютером. Если обратиться к существующим системам создания тестов, то можно отметить, что с ними очень трудно работать. Приходится прикладывать немало усилий», — поделилась Надежда Карамышева. Преподаватель составляет вопросы к тексту, где может указывать тип вопроса, текст и правильный вариант (варианты) ответов. При запуске программы перед пользователем открывается приветственное окно, позволяющие преподавателю создать новый тест или открыть существующий. Система поддерживает несколько режимов тестирования: обучение, тест и строгий тест. Это задает преподаватель в зависимости от уровня сложности. В режиме «обучения» студент или ученик имеет возможность возвращаться к предыдущим ответам и изменять их. После завершения теста пользователю будет предложено просмотреть правильные ответы и пройти тест заново. Режим «тест» аналогичен первому. Отличие состоит в том, что после прохождения теста студент или ученик не сможет посмотреть правильные ответы и пройти еще раз тест. «Строгий тест» не дает возможности возвращаться к предыдущим вопросам, а в конце программа выдаст только результат. Кроме того, форма ответа на вопросы также может быть задана в тесте. Она может содержать один правильный ответ, несколько или быть развернутой. «Преподаватель, создавая или редактируя тесты, при добавлении нового вопроса обязательно должен выбрать его тип: полный, выборочный или сложный», — рассказала Надежда Карамышева.
Большое достоинство программы — это ее англоязычный вариант. Она подойдет и для иностранных студентов, обучающихся в вузах России. Поменять язык, кодировку и другие параметры можно в файле «Properties». «Мы создали программу, позволяющую автоматизировать процесс подготовки тестов. Преподаватель вводит текст вопроса и варианты ответов. Все остальное делает сама программа», — поделилась Надежда Карамышева. При тестировании программа читает документ шаблона теста и выдает пользователю последовательность вопросов и вариантов ответов. Вопросы следуют либо один за другим, либо в произвольном порядке. Каждый вопрос содержит текстовую информацию. В конце тестирования программа оценивает отвечающего. «Эти тесты можно проходить без регистрации. Преподаватель может их давать по конкретной теме. Например, прошла лекция, в конце которой студенты могут пройти тест. Это даст возможность оценить их внимательность и то, как они усвоили тему», — добавила Надежда Карамышева. Вторая зарегистрированная программа — это приложение для создания и прохождения тестов. Принцип работы такой же, как и у первой программы, только с применением клиент-серверной архитектуры. Это дает возможность преподавателю сразу же получать результаты тестов одномоментно на свой компьютер, общаться со студентами: подавать запросы и получать их в ответ. «Посмотреть, справились или нет студенты с заданиями по первой программе, преподаватель сможет только в конце занятия, подойдя к каждому. Потому что студенты со своих компьютеров не могут отправить результаты тестирования преподавателю. А приложение (вторая программа) это позволит, так как мы добавили клиент-серверную архитектуру», — пояснила Надежда Карамышева. В Пензенском государственном университете уже пользуются программами. По словам разработчика и студентки ПГУ Вероники Скирдовой, программа удобная и простая в применении. «Мне самой довелось проходить тесты в этих программах. Она простая и понятная в использовании. Достаточно ввести свои инициалы, выбрать тест. В них встречаются вопросы с выборочным вариантом ответа, с полем ввода ответа и требующие указания всех правильных ответов. В конце — результат. Все просто, понятно, доступно», — рассказала Вероника Скирдова. Использование этих программ можно добавить в любой электронный курс. Кроме того, преподаватели ПГУ активно разрабатывают электронные курсы 1-й и 2-й категорий. |