27 января — День снятия блокады Ленинграда

27.01.2024 13:57

Эвакуация из Ленинграда в Пензенскую область

Более 8300 жителей блокадного Ленинграда нашли здесь убежище, а кто-то из них — и вторую малую родину.

Одной из многих территорий Советского Союза, куда прибывали эвакуированные из Ленинграда, была Пензенская область. Это определялось рядом факторов: во-первых, уже с конца XIX в. Пенза являлась важным железнодорожным узлом с выходом на четыре направления; во-вторых, это была тыловая область и вместе с тем расположенная недалеко от театра военных действий; в-третьих, здесь имелись необходимые возможности для размещения эвакуированных людей, промышленных предприятий, учреждений, домашнего скота.

29 июня 1941 г. для приёма, размещения и трудоустройства семей эвакуированных в г. Пензе создаётся специальная комиссия, а в области эта обязанность возлагается на горрайисполкомы. В соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 5 июля 1941 г. во многих городах нашей страны по пути следования эвакуированных были организованы эвакуационные пункты для временного размещения прибывших из прифронтовой полосы людей. Решением Пензенского облисполкома от 7 июля 1941 г. такой эвакопункт был создан на базе железнодорожного клуба им. Дзержинского, располагавшегося рядом со станцией Пенза-I. Он проработал до конца 1945 г. На основе решения Пензенского облисполкома от 6 октября 1941 г. в Пензенской области 15 октября образовано Управление по эвакуации.

С первых дней войны в Пензенскую область стали прибывать организованно и стихийно эвакуированное население и беженцы, оборудование промышленных предприятий, различные учреждения из Ленинграда и Ленинградской области, а также из Белорусской, Украинской, Молдавской, Литовской, Латвийской, Эстонской и Карело-Финской ССР, Крымской АССР, из Москвы, Смоленска, Орла, Курска, Мурманска, Воронежа, Калинина, Тулы, Иваново, Сталинграда и других городов РСФСР. В июле 1941 г. в Пензу прибыло ок. 3 тыс. эвакуированных, к концу августа — уже 81 546 человек, из них 52% — дети. В конце 1941 г. в Пензенской области насчитывалось 124 тыс. эвакуированных, в том числе 54 тыс. детей. Эта цифра не оставалась неизменной в ходе войны. Так, архивные документы зафиксировали число эвакуированных на 1 апреля 1942 г. в количестве 121 685 человек, в том числе в г. Пензе 11 826. В городах было расселено 17 897 человек, в сельской местности — 92 136. Эвакуированные были размещены во всех без исключения районах области. За первой волной прибывших в 1941 г. эвакуированные из Ленинграда поступали и в последующие месяцы.

Председателей Пензенского, Кузнецкого и Сердобского горисполкомов обязали в двухдневный срок подготовить квартиры для рабочих и ИТР за счёт уплотнения проживающего в них населения. Для размещения учащихся школ ФЗО в общежитиях пяти городов, а также эвакопункте г. Пензы руководителей местных органов власти также обязали в течение двух дней провести необходимую подготовку.

Эвакуированные предприятия прибывали часто с технологическим, энергетическим и электрооборудованием. На новом месте оборудование размещалось, как правило, на имеющихся площадях заводов и фабрик. Его устанавливали приехавшие специалисты вместе с работниками пензенских предприятий. Среди 65 предприятий, оборудование которых прибыло в Пензенскую область, были и ленинградские. По линии Наркомата миномётного вооружения (наркомом в военное время был уроженец Пензенской губернии П. И. Паршин, который 8 декабря 1941 г. принял участие в заседании бюро Пензенского обкома ВКП(б), где специально рассматривался вопрос о работе предприятий, выпускающих миномёты) поступило оборудование 5 заводов из Ленинграда: завода им. Макса Гельца (размещено в цехах часового завода в Пензе, введено в действие в октябре 1941 г.); заводов им. Лепса (из двух цехов), «Вперёд», «Металлометр», «Госметр», а также механического цеха завода из г. Старая Русса Ленинградской области (всё размещено на площадях бисквитной фабрики в г. Пензе). По линии Наркомата вооружения в августе 1941 г. прибыло оборудование завода № 354 (установлено в цехах стекольного завода «Красный гигант» в пос. Николо-Пестровка, введено в действие в декабре 1941 г.). По линии Наркомата боеприпасов — Центрально-конструкторское бюро 22 (размещено на заводе № 50 г. Пензы). По линии Наркомата судостроительной промышленности — трест «Связьмортрест» (размещен на строящемся заводе № 363 в г.Пензе). По линии Наркомата лёгкой промышленности — обувная фабрика «Пролетарская победа» № 2 (частично) (на площадях обувной фабрики в г. Кузнецке). По линии Наркомата текстильной промышленности — заводы «Леншвеймаш» (в цехах завода запчастей в г. Кузнецке), «Лентрикмаш», «Красная вагранка», фабрики технических сукон им. Тельмана (всё на площадях суконной фабрики «Красный Октябрь» ст. Асеевка, где за три месяца был построен дополнительно новый корпус; введено в действие в ноябре 1941 г.).

Пензенская земля стала вторым домом для десятков тысяч детей, эвакуированных из западных районов СССР как со своими семьями, так и в составе детских учреждений. К 15 августа 1941 г. в Пензенскую область уже прибыло 11 детских садов, в которых насчитывалось 969 детей, в пензенские детские дома поступило 588 детей (на 1 июня 1942 г. таких детей было уже 1996). Всего же в Пензенской области были размещены свыше 60 детских дошкольных, школьных, вспомогательных и специальных учреждений, в том числе 18 — в г. Пензе. Детей размещали на базе существующих детских учреждений разных ведомств, в домах отдыха, санаториях, пионерских лагерях, в домах и квартирах жителей области. Детские учреждения прибыли в Пензенскую область из 8 союзных и автономных республик, 20 областей и 50 городов и посёлков Союза ССР, в том числе из г. Ленинграда: детский садинтернат фабрики им. М. Горького (размещён в посёлке Ахуны) и фармацевтическое училище (размещено в г. Чембаре). В архивных фондах сохранился список детей фабричного интерната из 23 человек, в том числе 18 девочек и мальчиков дошкольного возраста. В том же архивном деле есть списки трёх групп детского сада № 11, эвакуированного из Смоленска, где в старшей группе назван и будущий народный артист РСФСР, в послевоенные годы ставший ленинградцем, семилетний Эдик Хиль. Приехав в 1982 г. на гастроли из Ленинграда в Пензу, популярный певец перед началом концерта сердечно поблагодарил всех пензенцев за тот приют, который получили в годы войны и дети, и взрослые. В конце 1942 г. в Пензенском художественном училище (где в то время директором был известный живописец и график И. С. Горюшкин-Сорокопудов, получивший в 1943 г. орден Трудового Красного Знамени и звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» в связи с 70-летием) обучались эвакуированные студенты из Ленинграда, Москвы, Воронежа, Минска.

Положение эвакуированных детских учреждений постоянно находилось в поле зрения местных властей, которые стремились оперативно решать вопросы с обеспечением прибывших детей жильём, топливом, питанием, одеждой, обувью и т. п. 30 мая 1942 г. было принято решение Пензенского облисполкома «Об улучшении обслуживания эвакуированных детских учреждений».

В начале октября 1942 г. бюро Пензенского обкома ВКП(б) обязало Облпотребсоюз выделить до 1 ноября текущего года для эвакуированных детских учреждений 1000 пальто, 2000 пар обуви, 10 000 пар чулок и перчаток, 2000 комплектов нательного белья, 2500 комплектов постельного белья, 1000 одеял, 1500 зимних шапок; а Облпромсовет и Обллегпром — изготовить 3000 пальто, 3000 пар валенок, 2500 пар ботинок, 2000 комплектов нательного белья, 2500 постельного белья, 4000 пар чулок и перчаток, 1500 одеял, 1000 шапок, 1500 комплектов брюк с гимнастёрками, 2000 платьев для девочек.

Среди эвакуированных жителей г. Ленинграда, как показывают архивные документы, оказалось немало учителей, которые работали по специальности во многих районах Пензенской области и в г. Пензе. 19 сентября 1945 г. в телеграмме из Пензенского облоно в Наркомпрос РСФСР сообщалось, что за 8 месяцев 1945 г. из области реэвакуировались 76 учителей, в том числе 12 человек — в Ленинградскую область. Эвакуированные учителя не только вели свои предметы и работали учителями в начальной школе, но и являлись руководителями школ. Например, директорами школ на новом месте стали ленинградки Фаина Николаевна Карцидели (СШ № 19 в поселке Ахуны под Пензой), П. П. Чернышова (Назарьевская начальная школа Лунинского района), Н. Я. Меркулова работала инспектором Пачелмского РОНО. В 1942–1944 гг. в Пензенском государственном педагогическом институте на кафедре русского языка работала старшим преподавателем, а затем и заведующим кафедрой Евгения Марковна Иссерлин (2.02.1906, СПб — 10.10.1994, СПб), которая вела старославянский язык, историю русского и латинского языков. В августе 1944 г. она организовала первую диалектологическую экспедицию в Пачелмский и Башмаковский районы Пензенской области. В ноябре 1944 г. была реэвакуирована в Ленинград, где с февраля 1945 г. работала старшим научным сотрудником Словарного отдела Института русского языка. В этом же (победном) году она защитила кандидатскую диссертацию по диалектологии и опубликовала работу «Говоры Пензенской области» (Л., 1945).

На 1 января 1943 г. в области находилось 110033 эвакуированных, в том числе ленинградцев 8333 человека. Начавшаяся в 1943 г. реэвакуация в г. Ленинград и Ленинградскую область растянулась на несколько лет. На 20 февраля 1946 г. в Пензенской области находилось 30 136 эвакуированных, в том числе детей до 12 лет — 11 483. Ленинградцев, не работающих на предприятиях и подлежащих реэвакуации, насчитывалось 917 человек (а жителей Ленинградской области — 1040 человек). На 1 января 1947 г. в Пензенской области оставалось учтённых эвакуированных граждан 6112 человек из 7 союзных республик и более чем 20 городов и областей РСФСР, в том числе мужчин — 1164, женщин — 2605 и детей — 2343. Среди них было 344 жителя г. Ленинграда и 519 — Ленинградской области.

В итоге тысячи эвакуированных решили остаться жить на Пензенской земле. Причины были разные: одни эвакуировались в военное время в индивидуальном порядке к своим родственникам и решили с ними не расставаться; другие, прожив и проработав несколько лет на новом месте, стали воспринимать это место как родной дом и решили остаться в нём (среди них были и ленинградцы). Существовала ещё и другая причина: 2165 детей из эвакуированных детских домов и интернатов были усыновлены, получив здесь вторую родину и родителей. В общем, несмотря на имеющиеся немалые сложности, жители Пензенской области достойно выполнили свой долг перед десятками тысяч соотечественников, в том числе и ленинградцами, которые были вынуждены покинуть свой отчий дом, спасаться от ужасов самой кровопролитной войны и искать кров и защиту в тыловых регионах Советского Союза.

Доцент кафедры «История России и методика преподавания истории» Вячеслав ВЛАСОВ