В ПГУ разрабатывают интеллектуальную образовательную среду10.01.2024 09:32
В Пензенском государственном университете разрабатывается интеллектуальная образовательная платформа для цифровизации подготовки специалистов на основе модели конвергентного образования. Система предназначена для обучения студентов на основе востребованных образовательных программ и обеспечения предприятий региональной цифровой экономики квалифицированными кадрами. Об этом сообщило Министерство науки и высшего образования РФ. Образовательная платформа реализуется в ходе выполнения проекта «Цифровая трансформация процессов подготовки специалистов на основе модели конвергентного образования и интеллектуальных механизмов анализа регионального рынка труда» силами научного коллектива Пензенского государственного университета. Проект находится в стадии разработки и внедрения новых интеллектуальных технологий в программу цифровой трансформации образования. Для его реализации научный коллектив ПГУ под руководством кандидата технических наук Михаила Деева в 2021 году выиграл грант Российского научного фонда по тематике «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс). «Интеллектуальная образовательная платформа является открытым проектом с расширяемым функционалом для интеграции новых цифровых и инновационных технологий в сфере образовательных услуг и поддержки новых технологических решений для учета актуальных вызовов цифровой региональной экономики», — поделился Михаил Деев. Благодаря внедрению инновационной идеи региональные вузы смогут осуществлять подготовку востребованных специалистов на основе предиктивного анализа состояния рынка труда, социальных и экономических условий жизнедеятельности человека в том или ином регионе. Научным коллективом разработан прототип образовательной платформы с интеллектуальными компонентами для поддержки процесса подготовки специалистов в рамках внедрения модели конвергентного образования. Система включает программные модули, которые анализируют требования регионального рынка труда, актуализируют образовательные программы и контент, синхронизируют жизненные циклы основных элементов электронной информационной образовательной среды, адаптируют траекторию подготовки специалистов к изменяющимся компетентностным требованиям работодателей и многое другое. «Компоненты образовательной платформы реализуют разработанные в рамках проектных исследований модели и методы сбора больших данных для оценки текущего состояния региональной экономики и рынка труда, интеллектуального анализа и прогнозирования тенденций и динамики изменений компетентностных требований к квалификации выпускников вузов со стороны работодателей региона», — рассказал руководитель проекта. Для поиска и сбора больших данных о кадровых вакансиях и востребованных компетенциях специалистов ученые используют открытые источники информации: сайты кадровых агентств, агрегаторы с предложениями работы, биржи труда, сайты фирм и компаний, доски объявлений, базы данных вакансий, социальные сети и другие. Результаты консолидации собранных данных о требованиях работодателей необходимы для предиктивного анализа направлений подготовки, то есть для прогноза востребованности той или иной профессии на рынке труда. Образовательная платформа также сформирует набор актуальных компетенций, какими должны обладать специалисты разных направлений и специальностей. Образовательную платформу также возможно применить к проведению массовых онлайн-курсов для населения, переподготовки и повышения квалификации. Особенность проекта — постоянная актуализация и модернизация учебных программ с внедрением новейших моделей и методов обучения. «В вузах смогут менять и актуализировать основные и дополнительные программы подготовки, программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Выпускники вузов, люди, повышающие свою квалификацию, будут обладать теми компетенциями, которые необходимы в данный момент в конкретном регионе», — поделился Михаил Деев. Применение актуального образовательного контента обеспечит переход к цифровым технологиям подготовки и возможность персонализировать траектории обучения специалистов, повысит уровень качества обучения слушателей в информационно-образовательной среде. Главная цель, как считают исследователи из ПГУ, — снизить риски некачественной и неэффективной подготовки специалистов. «Проект направлен на решение проблемы подготовки „ненужных”, то есть невостребованных специалистов на рынке труда с помощью интеллектуальной образовательной платформы. Обученный соискатель будет обладать актуальными компетенциями для трудоустройства», — уверен Деев. Для обеспечения безопасности и надежности процесса подготовки специалистов и работы интеллектуальных компонентов образовательной платформы реализована технология децентрализованного защищенного накопления, обновления и хранения цифровых портфолио и персональных данных обучаемых в виде распределенного реестра. Технология распределенного реестра обеспечивает процедуры контроля процесса обучения и качества освоения необходимых компетенций специалистов в информационной образовательной среде с помощью смарт-контрактов. Поясним, смарт-контракт — это компьютерный алгоритм, предназначенный для формирования, управления и предоставления информации. «Модель контроля процесса обучения основана на использовании смарт-контракта для промежуточной и заключительной оценки степени освоения необходимых компетенций образовательной программы», — добавил руководитель проекта. Внедрение образовательной платформы решит проблему востребованности кадров, будет способствовать сокращению безработицы и может служить драйвером для повышения экономического, социального и инновационного развития региона. По результатам исследования опубликованы статьи в российских и зарубежных высокорейтинговых журналах. Кроме того, доклады по проекту были представлены на конференциях международного масштаба. |