Педагогическая династия24.11.2023 13:02
В историю Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» теперь вписано имя Валентины Скворцовой — доктора экономических наук, профессора кафедры «Экономическая теория и международные отношения». И всё закономерно, ведь вся жизнь Валентины Алексеевны — с детских лет и до сегодняшнего дня — связана с образованием. По стопам родителей «В нашей семье всегда ценили образование. В 1951 году мой дед перевёз свою семью из сельской местности в город для того, чтобы его дети могли получить образование. И все его пятеро детей, включая мою маму, получили высшее инженерное образование в Пензенском политехническом институте, — рассказывает Валентина Алексеевна. — Впоследствии моя мама — Тамара Кулагина — несколько лет была заместителем директора Института повышения квалификации работников машиностроения и около 15 лет преподавала в нашем вузе. Вместе с мамой в родном университете также вели занятия мой отец Алексей Клыков и мамин брат. В семье моего мужа тоже были учителя: его дед и его мама». После окончания Педагогического института им. В. Г. Белинского в течение двух лет она работала в средней общеобразовательной школе, где выпустила один класс. Но Валентина Алексеевна признаётся — её привлекала высшая школа: «Мне всегда хотелось работать с ребятами постарше и заниматься наукой, поэтому в 1986 году я вернулась в стены родного вуза в качестве преподавателя. До 2012 года работала в Педагогическом институте, а после объединения его с Пензенским государственным университетом и создания единого образовательного пространства — ведущего вуза региона — стала работать на факультете, а теперь в Институте экономики и управления». Научные пути Судьба Валентины Алексеевны неразрывно связана как с Пензенским госуниверситетом, так и с экономической наукой. В объективе её научного внимания — проблемы интеллектуального капитала. «Интересны и сопредельные области: интеллектуальное производство, интеллектуальная собственность, проблемы капитала в целом как сугубо экономического явления, которое очень динамично развивается и приобретает самые разнообразные формы — социальный капитал, медиакапитал, клиентский капитал. Этот процесс продолжающийся, то есть границ у капитала не существует. Ещё мне интересна сфера институционального строя экономики. У меня есть аспирант, с которым мы будем работать над темой “Государственное регулирование экономики в условиях институциональной трансформации экономической системы“. Уверена, что наша работа будет плодотворной и интересной». Экономическая наука, как говорит Валентина Скворцова, необъятна. «Наука всегда развивается в двух направлениях: в направлении углубления научного знания и в направлении расширения научного знания. В экономике есть такое течение — экономический империализм. Его представители считают, что любую сферу жизни человека можно изучить и описать с помощью экономических инструментов. Поэтому экономика проникает в сферу семьи, политического процесса. Некоторые критикуют, некоторые приветствуют такое течение. Но, мне кажется, это нужно принять как данность — ведь, действительно, экономические инструменты многое могут объяснить. Тем более сейчас очень продуктивны исследования на стыке наук: экономика соприкасается с социологией, историей, политической наукой, биологией, математикой. Такие коллаборации приносят интересные плоды». Являясь форпостом высшей школы региона, ПГУ вносит огромный вклад в экономическую науку в целом. «Уровень научных исследований, проводимых в нашем университете, очень достойный. Появляются новые направления: например, мы в Институте создали лабораторию, которая занимается исследованиями региональной экономики, территориальных проблем, кластерного территориального развития. Вообще вклад, скажем, провинциальных вузов в науку велик. Многие наши учёные защищались в столичных диссоветах, и я помню, как там высказывались с большим уважением о научных работах, выполненных в провинциальных вузах. Не зря ведь говорят, что отечественная наука прирастает регионами», — считает Скворцова. Молодёжь и наука Сегодня много говорят об этом. Но насколько молодые люди стремятся к поиску и открытию чего-то нового? Валентина Алексеевна уверена, что среди молодёжи есть люди, заинтересованные в науке: «Особенно, когда они начинают заниматься этим предметно. Оптимальный возраст для старта молодёжи в науке, думаю, 2–3-й курс, когда уже накоплен какой-то багаж знаний, позволяющий входить в этот мир науки. Но, к сожалению, приходится констатировать, что далеко не все поступившие в университет абитуриенты готовы к учёбе в высшей школе. На первом курсе они требуют особого внимания и заботы, приходится учить их некоторым элементарным вещам. Но они растут на глазах! Студенты думают, что мы этого не замечаем. Но мы видим, что из подростка вырастают настоящие подготовленные специалисты. И нам полезно обмениваться с ними информацией — давая им задания, мы получаем обратную связь и узнаём что-то новое и в научном плане». Валентина Алексеевна работает со студентами различных направлений и все они уникальны: «Среди моих учеников — психологи, педагоги, экономисты, юристы, филологи. У каждого не просто свой профиль подготовки, но и своё отношение к учёбе. Но как я вижу свою задачу — заронить интерес к экономике и экономической науке, научить молодых людей получать радость от учёбы вообще и получения знаний. Это бывает редко, но некоторые ребята, узнав что-то новое, искренне радуются! А это очень важно и ценно». Жизнь человека немыслима без хобби Ещё Аристотель говорил: «Счастье, по-видимому, заключается в досуге». И ведь действительно — невозможно представить себе жизнь без какого-либо увлечения. «Хобби — это очень важный элемент нашей жизни, — говорит Валентина Алексеевна. — С каждым годом становится всё сложнее и сложнее находить на это время, но я стараюсь. Постоянного увлечения у меня, наверное, нет — иногда занимаюсь рисованием, порой рукоделием. Но главным своим хобби и в то же время профессиональной необходимостью я считаю английский язык. Сейчас я веду занятия у студентов-иностранцев, поэтому изучение языка стало для меня крайне важным. Вуз я заканчивала по специальности “История, обществоведение, английский язык“, поэтому у меня есть диплом и есть знания, которые нужно постоянно поддерживать! Это отнимает много времени, но это всегда интересно и приносит мне невероятное удовольствие». К новым вершинам Победа в конкурсе «Золотые имена высшей школы» — новая ступень успеха в профессиональной жизни Валентины Алексеевны. Но в чём же секрет успеха? «Вывод однозначный и основательный — в хорошем образовании, которое мне дали школа, вуз, аспирантура. Ещё в своё время училась в журналистском клубе и прошла курсы экскурсоводов. Это оказалось тоже очень полезно в работе! Отличные знания, повышение квалификации и накопленный опыт — основа любого успеха. Я признательна родителям за то, что они всегда были рядом, помогали советом и делом, дали мне шанс проявить себя, благодарна своим преподавателям. Педагоги учатся всю жизнь, в том числе у своих студентов. Экономика как предмет изучения неисчерпаема, поэтому её можно изучать постоянно. И каждый раз в научных материалах открываешь для себя что-то новое и полезное. Нужно постоянно работать над собой, находиться в творческом и профессиональном поиске, постоянно находить и познавать новое и вдохновлять этим стремлением своих коллег и студентов». Своим самым главным достижением Валентина Алексеевна считает своих учеников: «Моя гордость — это мои студенты и аспиранты, с которыми мы успешно завершили работу над диссертациями, и ребята получили путевку в жизнь и в науку. И, конечно, ещё одно моё жизненное достижение — продолжение педагогической династии». И действительно, Валентина Скворцова не только сама пошла по стопам родителей, но и повела за собой детей: её сын Алексей и невестка Анастасия — кандидаты наук, преподающие в Институте экономики и управления, — продолжают педагогические традиции семьи. На вопрос о планах на будущее Валентина Алексеевна с уверенностью отвечает, что грандиозные: «Я бы хотела поучаствовать ещё не в одном конкурсе. Например, сейчас я отправила свой учебник «Экономика», который является результатом труда многих лет и отражает накопленный в процессе работы опыт, на конкурс в “Вольное экономическое общество России“. Будем ждать результатов! В научных планах — исследование институциональной структуры экономической системы, рассмотрение региональных проблем. А если говорить не о профессиональных, а о жизненных планах — больше времени проводить с семьёй, с молодым поколением: с детьми, с внучкой». ПГУ — 80! Юбилей прошёл, а поздравления продолжаются! Валентина Скворцова уверена: впереди у нашего вуза большие перспективы: «В юбилейный для университета год хотелось бы пожелать его коллективу и руководству жить ярко, интересно, красиво, работая с максимальной отдачей, покоряя всё новые и новые вершины, осуществляя мечты! ПГУ, восхищай и дальше успехами в учебной, педагогической и научной сферах! Ты вдохновляешь на усердную работу и мотивируешь двигаться дальше шаг за шагом!» Беседовала Мария Мельникова |