Научный полк ПГУ: Всегда в боевой готовности

07.05.2023 10:27

Чем дальше уходят от нас в историю горькие и славные четыре года Великой Отечественной войны, тем дороже память о людях, вынесших на своих плечах все её тяготы и подаривших нам, своим потомкам, мир и саму жизнь. Мы, ныне живущие, всегда будем в долгу перед солдатами Победы, и наша священная обязанность — сохранить каждое слово их воспоминаний «о времени и о себе».

22 июня 1941 года застало Павла Стефановича Чубарова (2.12.1919–31.03.2006) в поезде. Молодой офицер только что сдал экзамены в артиллерийскую Академию и ехал из Благовещенска, где на тот момент служил, в Москву. Впереди были большие планы и большие надежды. Но где-то на перегоне между Хабаровском и Читой услышал: война.

Поначалу не поверил: какая война, у нас же с Германией пакт о ненападении! Но в Чите уже ждала телеграмма: необходимо срочно вернуться в свою часть, потому что угроза шла не только с запада, но и с востока, от японских империалистов. Об этой угрозе кадровый военный знал совсем не понаслышке: он уже два года служил в Приморье и знал, сколь неспокойно было тогда в этих краях. «На Дальнем Востоке жизнь была напряжённой. Часто воздушную границу нарушали японцы, и мы всегда были в боевой готовности», — напишет он десятилетия спустя в воспоминаниях для «Народной энциклопедии». Чубаров был направлен в этот регион для защиты восточных рубежей СССР сразу после окончания Ленинградского военного электротехнического училища.

Выпуск из училища был ускоренным, потому что в 1939 году японцы оккупировали Маньчжурию и в воздухе явно ощущалась надвигающаяся опасность. Но это не страшило Павла: о военной службе он мечтал с самого детства, потому и поступал в военное училище, как говорится, по зову сердца, откликнувшись на призыв «Комсомольцы, в армию, авиацию и морфлот!». Паша Чубаров был самым настоящим комсомольцем, поэтому в военкомат отправился добровольно, едва окончив девятый класс. Хотелось, конечно, в авиацию или на флот, но разнарядка была только в артиллеристы и электротехники, и Чубаров решил: служить Родине можно и нужно везде.

А потом был тот самый ускоренный выпуск и дорога из Ленинграда в Благовещенск-на-Амуре. Путь, прямо скажем, не самый близкий, да и на самом Дальнем Востоке приходилось постоянно перемещаться от одного очага напряжённости к другому. Но это Чубарова как раз смущало меньше всего, переезжать с места на место он привык едва ли не с первых дней жизни. Родился в 1919-м в Орле, в пятилетнем возрасте переехал с родителями в Курскую область, где в городке Щигры ходил сначала в обычную школу, а потом — в школу колхозной молодёжи. Тогда, в начале и середине 1930-х, такие ШКМ принимали ребят, которых учили сельскохозяйственным премудростям. Страна Советов хотела жить мирно, и профессии ей нужны были мирные. Юный Чубаров учился выращивать овощи и злаки, но в душе уже грезил о военной стезе.

Ему ещё не исполнилось двадцати, а он уже стал офицером и прибыл к месту службы — 110-й отдельный артиллерийский дивизион, дислоцировавшийся в Благовещенске. Там, на берегах Амура, он встретил свою любовь и судьбу — Наденьку Базулину. Бравый молодой офицер вёл в КОГИЗе, где работала Надежда, стрелковый кружок и, как шутили товарищи по службе, «подстрелил» лучшую девушку. С супругой он проживёт в любви и согласии 63 года, перенесёт вместе с ней все тяготы войны и дальние переезды, вырастит дочерей Веру и Галину и сына Павла, дождётся внуков и правнуков… Верность и преданность — Родине, долгу, семье — была у этого поколения, что называется, в крови.

Свою войну Павел Стефанович Чубаров вёл на восточных рубежах страны. А в 1944 году ему поручили готовить офицеров артиллерии на Дальневосточных высших курсах усовершенствования военных специалистов. Его курсанты отправлялись на западные фронты воевать с немецкими фашистами, а значит, в победах Красной Армии на полях сражений Великой Отечественной есть и его, Чубарова, вклад и прямое участие.

После разгрома японской армии он вернётся в действующую армию в должности заместителя командира зенитной дивизии ПВО. А в 1959 году подполковник Чубаров получил направление в Пензу. Война давно позади, но потребность в грамотных офицерских кадрах сохранилась, и Павел Стефанович работал на военной кафедре Пензенского индустриального института. Рассказывал будущим офицерам запаса о том, что знает лучше всего, — о новой военной технике. Он по-прежнему оставался неугомонным, подвижным и лёгким на подъём. И постоянно учился сам. В 1961 году, например, ездил в соседнюю Саратовскую область на курсы усовершенствования преподавателей в городе Энгельсе. И эта поездка оказалась совсем не рядовой, она подарила Чубарову событие, которое он потом будет называть одним из самых ярких в своей жизни. 12 апреля 1961 года его вместе с товарищами по курсам направили в оцепление к месту посадки первого космонавта планеты Земля, и он своими глазами увидел возвращение Юрия Гагарина из космических далей. Увидел ту самую улыбку, о которой потом будет слагать легенды всё человечество…

На военной кафедре Павел Стефанович работал до 1965 года. Но, даже уйдя по возрасту в запас, связи с вузом не прервал: согласившись на предложение ректора «временно» возглавить научно-техническую библиотеку, он проработает на этом посту 30 лет и уйдёт на заслуженныё отдых уже из Пензенского государственного технического университета. «Политех» стал для него родным: здесь учились его дети, все трое стали инженерами и очень достойными людьми.

Чубаров был награждён множеством орденов и медалей: Красного Знамени, Красной Звезды, «За боевые заслуги». Ими Павел Стефанович всегда очень гордился, как и многочисленными грамотами и премиями от вуза и Министерства высшего образования, а также знаком «Отличник высшей школы». Он говорил, что очень доволен своей судьбой и никогда ни о чём не жалел — разве что о том, что у него маловато внуков: «… они живут своими семьями. Правда, имеют всего по одному ребёнку». Сам-то он родился в семье, где было пять братьев и ещё три сестры… Но самая большая печаль Павла Стефановича — о том, что раньше него ушла из жизни его любовь, его Надежда. Та, вместе с которой в день золотой свадьбы он возложил цветы к памятнику Победы на площади Победы.