Профессор Александр Зверовщиков рассказал, как в ПГУ ведется подготовка инженеров

24.03.2023 14:14

Пензенское высокотехнологичное предприятие по производству металлообрабатывающего оборудования взяло на себя обязательство участвовать в подготовке будущих специалистов.

Если нет «технарей», нет и промышленности. В этом уверен доктор технических наук, профессор Александр Зверовщиков, который возглавляет кафедру «Технологии и оборудование машиностроения» Пензенского государственного университета. В беседе с «ПензаСМИ» ученый рассказал, как ведется подготовка высококлассных инженеров, какие разработки студентов направлены на импортозамещение и почему сейчас вновь стали престижными технические специальности.

Из аудитории — сразу в цех

Важное правило при подготовке технических специалистов — давать студентам набить руку на практике, начиная с первого курса. В машиностроении учащемуся нужно не только написать программу или начертить деталь на бумаге, но и проверить все это на деле — в цехах.

Еще в сентябре 2020 года в ПГУ была создана базовая кафедра «Металлорежущие станки» на площадях компании «СтанкоМашСтрой», на основе кадрового состава кафедры «Технологии и оборудование машиностроения». Обучение направлено на практическую подготовку молодых людей с использованием технических и технологических возможностей предприятия.

«Мы организовали обучение, например, по программированию на станках с ЧПУ таким образом: проработку теории и написание программ студенты осуществляют на территории ПГУ, а на оборудовании современного высокотехнологичного завода они получают практический опыт. Это дает нам достаточно прочную подготовку. Именно в цехах ребята получают навыки, которые невозможно получить теоретически», — объяснил Александр Зверовщиков.

По его словам, сейчас студенты четвертого курса бакалавриата учатся программировать станки с ЧПУ, чтобы получить конкретную «деталь в железе». Она должна соответствовать чертежу и попадать в допуски. Ведь главное в технологии машиностроения — это точность. За их работой наблюдает преподаватель и сотрудники предприятия.

Помимо программирования и 3D-проектирования, молодежь отрабатывает и другие навыки. Они изучают, как собрать в единую технологию заготовку, инструмент, станок, как организовать производство и получить в металле изделие, которое они изначально спроектировали.

«У обучения на предприятии есть большие плюсы: мы с преподавателем можем пройти в цех, где он наглядно показывает тот или иной узел. Сначала ты чертишь в институте на компьютере — получается одно, а в цеху ты видишь, как это выглядит в реальности. Это более информативно, таким образом получаешь больше опыта», — поделился мнением Никита Мальков, студент четвертого курса факультета промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта ПГУ.

Другой мерой поддержки стала программа целевого обучения, стартовавшая в этом году. Абитуриенты не только претендуют на дополнительную стипендию, но им даже помогают оплатить обучение.

«Программа целевого обучения, которую предлагает „СтанкоМашСтрой”, в Пензе не имеет аналогов по своему качеству и уровню. На первом курсе со студентом заключается договор, согласно которому он готовится как будущий сотрудник данного предприятия. Если студент учится на „хорошо” и „отлично”, он, дополнительно к стипендии, получает 12 тысяч рублей. В случае, если он учится платно и сдает сессию без задолженностей, компания оплачивает ему сумму, равную годовому договорному обучению. Но, самое важное, что целевое обучение даёт перспективы трудоустройства на одном из самых прогрессивных предприятий Пензенской области», — рассказал Александр Зверовщиков.

«Технарь» всегда найдет работу

Не только целевое обучение дает гарантию трудоустройства. Все выпускники кафедры «Технологии и оборудование машиностроения» быстро находят работу. Александр Зверовщиков объясняет это дефицитом высококвалифицированных специалистов на рынке труда.

«Потребность в специалистах безумная. Наши ребята работают с третьего курса, магистранты все устроены по специальности.
Во-первых, контрольные цифры приема в ПГУ небольшие — примерно по 15 бюджетных мест на каждое машиностроительное направление в год. Для нашего региона это ничтожно мало. Руководители многих предприятий приходят к нам на кафедру и возмущаются. Но, к сожалению, формирование контрольных цифр приема — задача запутанная и сложная. Во-вторых, школьники, несмотря на все усилия, которые мы вкладываем в профориентацию, очень слабо ориентированы на поступление на технические специальности. Это системная проблема, она связана с рекламой в СМИ и формированием общественного мнения. Ее усугубляет то, что в школах не заинтересованы, чтобы выпускники сдавали ЕГЭ по техническим предметам, поскольку это снижает для школы показатели: баллы ЕГЭ по физике всегда ниже, чем по обществознанию. Поэтому в школах идет массированная обработка, иногда силовая, чтобы ученики сдавали гуманитарные предметы. И никого не интересует, что будет по жизни с этим человеком, куда он пойдет и какую пользу стране он принесет. По моему мнению, наибольшую пользу стране приносят технические специалисты. Если у нас нет „технарей”, у нас нет промышленности, нет производства»,
— пояснил собеседник «ПензаСМИ».

Еще одной причиной, по которой абитуриент может отказаться от рабочей или инженерной специальности — укоренившееся в обществе мнение о низких зарплатах. Но сколько на самом деле получает молодой специалист в сфере машиностроения?

«Доход может быть разнообразным. Есть студенты, которые после окончания четвертого курса ушли на 60–70 тысяч в месяц, а есть люди, которые не стоят 25 тысяч рублей. Всегда есть те, кто пришел только ради диплома. Они идут по линии наименьшего сопротивления: лишь бы сдать. Такие и получают гораздо меньше. На государственных предприятиях зарплаты предлагают ниже, чем на частных. Но системное большое предприятие — это отличный трамплин для взлета, для обкатки, для понимания системного подхода к производству. Поэтому многие молодые специалисты сначала устраиваются на государственные предприятия, набираются опыта, а потом идут дальше», — объяснил Александр Зверовщиков.

Он добавил, что многие выпускники работают на фрилансе: пишут программы, делают 3D-конструкции. Некоторые начинают подрабатывать во время учебы в вузе.

«Наши ребята востребованы везде, где есть изготовление, обслуживание, проектирование, эксплуатация техники. Это конструктора-машиностроители, технологи-машиностроители, сервисные инженеры, менеджеры производства, инженеры по обслуживанию лабораторий, сотрудники контрольных органов», — подчеркнул ученый.

Почти все студенты в машиностроении — парни. Но иногда среди них встречаются девушки. Студентка четвертого курса кафедры «Технологии и оборудование машиностроения» факультета промышленных технологий, электроэнергетики и транспорта ПГУ Екатерина Донченко изначально не планировала поступать на техническую специальность, но теперь точно знает, что будет инженером.

«Поступить на инженера-конструктора было, если честно, спонтанным решением. Через знакомых я узнала про эту специальность и поняла, что она будет востребованной в ближайшие годы. Сейчас я хочу остаться в профессии, окончить магистратуру. Трудиться в цех я вряд ли пойду, но с удовольствием буду писать управляющие программы, оформлять чертежи. Я единственная девушка в группе. В мужском коллективе поначалу было сложно, а сейчас мы все подружились. Одногруппники меня любят, только скрывают это», — с улыбкой рассказывает Екатерина.

Студенческие разработки — двигатель импортозамещения

Многие учащиеся с головой уходят в научную работу уже с первого курса. Это нелегкий труд, который щедро вознаграждается стипендиями и грантами. Сейчас поддержка студенческих разработок актуальна как никогда: их изобретения позволяют заместить зарубежную продукцию.

Наш собеседник поделился тремя новейшими разработками студентов кафедры «Технологии и оборудование машиностроения», которые удешевят или ускорят процесс производства в станкостроении. Среди них — система виброакустической диагностики, электромагнитный привод для токарных станков с ЧПУ и технология получения мелкодисперсных порошков из тугоплавких материалов. Расскажем о них подробнее.

Два студента второго и третьего курса в данный момент работают над системой виброакустической диагностики — более дешевым аналогом продукта, которую производит итальянская компания «Marposs». Данная система позволяет по спектру шумов, который издает узел, определить его состояние и работоспособность. Стоимость полученного изделия будет в пределах 80 тысяч рублей.

«Студенты уже научились снимать сигнал и фильтровать его по различным частотам. Им осталось получить эталонные значения для различных узлов и научиться сравнивать его с полученным результатом», — добавил Александр Зверовщиков.

Еще одну прорывную разработку — электромагнитный привод для токарных станков с ЧПУ, который облегчит массовое производство мелких деталей, — представил Илья Черепенников. Илья работал над приводом все четыре года обучения на бакалавриате, и впоследствии разработка стала его дипломным проектом.

«Смысл привода очень прост: вместо того, чтобы устанавливать деталь в патрон станка при помощи робота, мы можем вбрасывать его электромагнитным полем и затем фиксировать. Этот принцип — так называемый „принцип соленоида” — известен давно. Но надо было довести его до ума: рассчитать динамику движения, рассчитать траектории, определить скорости. Образец у нас уже есть, сейчас нужно решить вопрос внедрения», — объяснил Александр Евгеньевич.

И, наконец, третья разработка — получение мелкодисперсных порошков из тугоплавких материалов — поможет производить металлорежущие инструменты (сверла, резцы, фрезы) из твердого сплава. Пока заготовки для отечественных твердосплавных инструментов закупают за рубежом. Но одно российское предприятие сейчас на пути к тому, чтобы создать полный производственный цикл, обеспечивающий высокое качество инструмента.

Теория, практика и научные разработки — три кита, на которых стоит современное обучение высококлассных инженеров-машиностроителей и, следовательно, вся отрасль. Без профессионалов нельзя представить ни одно процветающее производство, поэтому так важно создать условия для благоприятной учебы. Кафедра «Технологии и оборудование машиностроения» ПГУ — тому пример.

Положительно оценил накопленный опыт станкостроителей по подготовке кадров и систему наставничества губернатор Пензенской области Олег Мельниченко в ходе визита на предприятие «СтанкоМашСтрой» 22 марта 2023 года. По его словам, грамотные специалисты всегда играют ключевое значение.

«Нет кадров — нет и работы производства, — подчеркнул глава региона. — Оборудование — это очень здорово, но если нет хорошо подготовленного человека, который встанет за станки, они автоматически превращаются в металлолом. Поэтому нет важнее задачи, чем подготовить квалифицированных рабочих и инженеров».

В своем телеграм-канале Олег Мельниченко написал, что это актуально в период увеличения мощностей производства. В этой связи будет проработан вопрос с региональными министрами образования и экономического развития и промышленности о пересмотре объемов набора на специальности, связанные с деятельностью промышленных предприятий.

По материалам ИА «ПензаСМИ»

Фотографии — ИА «ПензаСМИ»