Ученые ПГУ придумали, как помочь подросткам раскрывать таланты24.03.2023 10:00
Ученые Пензенского государственного университета одними из первых исследовали малоизученный феномен — импрессинг. Их уникальная научная работа поможет раскрывать в юном возрасте таланты школьников и направить их амбициозность в нужном направлении. Наработанная база уже внедрена в работу нескольких школ Пензы и может быть использована в образовательном процессе в учебных организациях по всей стране. К тому же, исследование преподавателей ПГУ вышло на международный уровень — серия вебинаров проводится для педагогов и психологов из России и стран СНГ. Об этом написало информационное агентство «РИА Новости». «Импрессинг — это сильные впечатления, полученные, как правило, в детском и подростковом возрасте, в результате которых у личности появляется устойчивый интерес к какому-то виду деятельности» — так определяют феномен ученые ПГУ. Им удалось провести масштабный формирующий эксперимент, в который было задействовано более 400 человек. Школьников в возрасте от 11 до 18 лет распределили на две группы: контрольную и экспериментальную. В последней (с помощью междисциплинарных методов исследования: анкетирования, тестирования) ученые наблюдали, как будут изменяться поведение и увлечения подростков со временем. В формирующей создавались условия благоприятные для того, чтобы произошел импрессинг. Результаты показали эффективность применяемых методов. Исследование длилось четыре года. В 2019 году научная группа ученых Пензенского госуниверситета (кандидат педагогических наук, психолог, доцент Елена Викторова, кандидат философских наук, доцент Людмила Мешкова, кандидат социологических наук, доцент Галина Козина, ассистент Елена Бадаева и ассистент Анастасия Дудина) выиграла конкурс Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Ученым удалось проделать большую работу. Они создали уникальную биографическую базу, в которой проанализированы известные случаи из жизни великих людей (композиторов, писателей, художников). По мемуарным биографическим источникам исследователи смогли установить, в каком возрасте творцы пережили импрессинг, и как этот фактор отразился в последующем в их творческой деятельности. В настоящее время базу составляют более 70 представителей разных эпох, работа по изучению мемуаров продолжается. По словам руководителя проекта Елены Викторовой, настоящим открытием и важным шагом в изучении феномена стала вторая часть реализации проекта — исследование, которое проводилось и продолжает проводиться на базе пяти школ и гимназий Пензы. «Впереди нам предстоит сделать контрольный срез по результатам и подвести итоги. Отмечу, исследование для нас не заканчивается. Мы продолжаем сотрудничать со школами и наблюдать за ребятами, у которых установили пережитый импрессинг. Уверена, в течение пяти лет они нас порадуют своими талантами, научными и техническими открытиями», — поделилась Елена Викторовна. Проект «Информационное воздействие на личность в условиях цифровизации культуры и образования как импрессинг, риски и потенциал» — продолжение большой работы, начатой десять лет назад Еленой Викторовой. До ученых Пензенского госуниверситета феномен изучал знаменитый советский генетик и педагог Владимир Эфроимсон. Он ввел термин «импрессинг» и первым предположил влияние феномена на творчество выдающихся личностей. Стоит отметить, что педагоги и психологи из ПГУ значительно пересмотрели модель импрессинга, доработали определение, описали феномен и влияющие на него факторы, возрастные особенности, разработали типологию импрессинга (по источнику, характеру, направленности). Психологи, до работы научного коллектива ПГУ, не брались за системное исследование феномена, так как его изучение затруднено: импрессинг нельзя повторить. «Фундаментальных исследований именно импрессинга (не социального импринтинга), можно сказать, нет. Импрессинговое воздействие однократно, его протекание невозможно перепроверить, следовательно, возникают проблемы с достоверностью получаемых данных. Однако и уже Владимир Павлович Эфроимсон, и многие современные ученые и практики отмечают необходимость изучения этого феномена. Да, мы не можем снова воссоздать условия уже произошедшего импрессинг, но в наших силах выявить и разработать предикторы его возникновения. Отмечу, для этого мы создаем биографическую базу, сравниваем истории известных людей с данными наших эмпирических исследований», — добавила Елена Викторова. По словам ученого, с помощью их рекомендаций можно способствовать возникновению импрессинга у детей. А это, в свою очередь, позволит корректировать поведение школьников при импрессинге и после него, направляя его в положительную сторону. За четыре года в школах и гимназиях Пензы представители ПГУ провели мастер-классы для учителей, школьных психологов, родителей. Для школьников прошла серия открытых уроков, вместе с классным руководителем и родителями они посещали культурно-массовые мероприятия и различные выставки. К тому же, ребята имели возможность пройти различные психологические тесты, анкетирование и авторские психологические методики, разработанные специально для этого проекта. «Современные педагоги упускают из вида феномен „импрессинг”, и этому есть объективные причины. Он недостаточно изучен, его потенциал не реализуется. На наш взгляд, необходимо искать новые методы и способы его изучения», — подчеркнула Викторова. Исследователи Пензенского госуниверситета выявили благоприятный возраст для импрессинга — это подростковый. Хотя, они отмечают, что он может произойти и в дошкольном возрасте, и в юности. Среди черт, которые благодаря импрессингу развиваются (или усиливаются) у личности они выделили: целеустремленность, потребность в достижении результатов, увлеченность (важно не путать импрессинг с хобби). «Не все впечатления становятся настолько значимыми в жизни человека. Для того, тобы произошел импрессинг, должны совпасть сразу несколько факторов», — отметила Елена Викторова. Ученые выделяют следующие факторы: наследственная предрасположенность (задатки), благоприятный возрастной период, ситуация эмоционального напряжения. При этом содержание и последствия импрессинга во многом зависят от социокультурных и психологических характеристик окружения, в котором развивается ребенок. Научный коллектив разработал буклеты с рекомендациями, как заметить импрессинг у ребенка и помочь ему реализовать свой талант. В буклете дается определение феномену, приводятся вдохновляющие примеры выдающихся личностей, даются рекомендации: на что стоит обратить внимание, как вести себя при обнаружении импрессинга у подростков. Буклеты разработаны специально для родителей — упрощенный вариант, понятный и доступный; для педагогов — здесь используются рекомендации с уклоном на педагогическую составляющую; для психологов — рекомендации с профессиональным подходом. «В буклетах мы отмечаем, на что педагогам и родителям нужно обратить внимание, даем конкретные рекомендации, описываем признаки импрессинга. Объясняем, что способствует импрессингу. Это личный пример родителя, насыщенная социокультурная среда, разнообразный досуг, знакомство с творческой деятельностью других людей, атмосфера доверия и поддержки в семейной и образовательной среде», — рассказывает ученый. Исследователи предлагают на постоянной основе проводить в школах классные часы и мастер-классы как для школьников, так и для педагогов, психологов и родителей. Елена Викторова убеждена, что такие предложения (родительские собрания и классные часы, мастер-классы, где будут транслировать авторские методики исследователей ПГУ) не будут перегружать и без того насыщенную школьную программу, но будут способствовать раскрытию потенциала детей. Подведение результатов находится на стадии завершения. Уже сейчас замечена динамика: обнаружены изменения в отношении к увлечениям подростков со стороны педагогов и родителей, изменение отношения самих школьников к своим увлечениям и к результатам своей деятельности. Так, в группе, где состоялся эксперимент, процент увлеченных детей возрос на 10%, с 85 % до 95 %. Причем, на 15 % – 20% увеличилось количество родителей, одобряющих хобби своих детей. «Благодаря нашим рекомендациям учителя и родители стали чаще одобрять и хвалить школьников за их достижения. Отмечу, для подростков — это важно. Одобрение способствует возникновению импрессинга и положительной реализации его результатов. По нашим данным, поддержку в своем увлечении дети и подростки склонны искать не в виртуальной среде, а в реальной — у родителей, учителей и друзей», — поделилась Елена Викторова. В контрольной группе также провели итоговое анкетирование, интервью, психологическое тестирование. К сожалению, здесь динамика последовала в отрицательную сторону: отношения подростков с родителями в соответствии с возрастом склонны накаляться и один из поводов тому — именно подростковые увлечения. Это лишь доказывает, что авторские методики научного коллектива ПГУ работают в положительную сторону и имеют место быть в образовательном процессе. «Наш подход поможет ребятам осознать пережитый импрессинг, обрести поддержку в выбранной деятельности со стороны ближайшего окружения, что, безусловно, должно позитивно сказаться на их само- и мироощущении и на дальнейшей творческой самореализации», — добавила Викторова. Исследователи обнаружили у 10 % школьников экспериментальной группы признаки импрессинга. В их планах продолжать наблюдение в течение 5 лет, так как именно в таком интервале появляются первые плоды этого феномена — конкретные достижения в разнообразных сферах культурной и общественной жизни. Исследование, по словам Елены Викторовой, несмотря на свою масштабность и результативность, — только в самом начале. Уникальная биографическая база насчитывает более 70 изученных биографий выдающихся личностей, по проекту опубликовано более 50 статей в российских и зарубежных высокорейтинговых научных журналах, также удалось запустить серию вебинаров на сайте фонда «Педагогический университет „Первое сентября”» для педагогов, психологов и родителей школьников России и стран СНГ. Все члены научного коллектива входят в сообщество «Цифровая трансформация российской школы» (под руководством академика РАН и РАО Алексея Семенова). «Верим, что наши рекомендации и ознакомление представителей образовательного процесса, родителей с феноменом „импрессинга” будут способствовать улучшению семейной атмосферы, повышению грамотности родителей и педагогов. Планируемый положительный эффект — увеличение количества детей, которые реализуют свои таланты и достигнут в выбранной ими деятельности значимых результатов, внесут свой вклад в развитие города, страны, культуры в целом», — добавила Елена Викторова. Исследование продолжается, оно по-прежнему будет междисциплинарным. В планах — выявить и описать негативные проявления феномена «импрессинг», его возможную связь с психотравмами. Интересным было бы сотрудничество с учеными, занимающимися проблемами манипулирования общественным сознанием, поскольку импрессинг обладает мощным потенциалом как феномен информационного воздействия на личность, в том числе в цифровой среде. Кроме того, в планах провести масштабное социокультурное исследование импрессинга с точки зрения его функционирования в различные культурно-исторические эпохи. Елена Викторовна уверена, что протекание импрессинга напрямую связано с культурными, политическими, экономическими и социальными событиями страны и мира. «Изменения в социуме накладывают отпечаток на развивающуюся личность. Не только положительные события, но и социальные катаклизмы могут способствовать возникновению импрессинга. Поэтому нам интересно сопоставить творческие порывы выдающихся личностей с тем временем, в котором проходило их детство и отрочество. Возможно, получится выявить некую закономерность между „волнами” импрессинга, всплесками талантов и появления ярких общественных лидеров с важными историческими событиями», — поделилась планами исследователь. |