Советскому союзу — 100 лет: в ПГУ изучают исторический опыт существования Страны Советов

30.12.2022 09:00

Ровно 100 лет назад 30 декабря 1922 года был основан Советский союз. Он объединял 15 социалистических республик и просуществовал до 1991 года. На своем веку СССР пережил несколько крупных войн и смог вывести государство в лидеры на международной арене. В настоящее время изучают ценность и наследие Советского союза. Пензенский государственный университет также вносит свою лепту в изучение исторической роли СССР. Об этом читайте в нашем материале.

Два проекта доктора исторических наук, профессора, декана историко-филологического факультета Ольги Суховой были поддержаны Российским фондом фундаментальных исследований и Российским научным фондом в 2021 и в 2022 годах. Они посвящены изучению исторического опыта существования Советского Союза и социокультурного развития советского села.

— Ольга Александровна, как начался ваш путь в науку?

— В 17 лет туманная перспектива обучения в вузе представлялась мне тяжелой работой, связанной скорее с образованием и получением знаний. Но на первом курсе мне посчастливилось встретить Ученого с большой буквы, известного в ту пору исследователя, подвижника краеведения Виталия Ивановича Лебедева. Я и не думала, что можно «заболеть» историей. А он мог говорить про историю как про что-то фантастическое, удивительное и невероятное, и это изменило мою жизнь. Представляете, как вдохновляет, когда рассказывают о бесконечной возможности открытий, находок ранее неизвестных документов, обнаружения остатков засечных черт, об археологических экспедициях и о сокровищах, что они таят. И такая перспектива была нам нарисована буквально на первой лекции. Виталий Иванович не был кабинетным ученым, он мог постичь само присутствие истории и передать это ощущение другим. Он буквально заражал своей увлеченностью и почти детским отношением к новому и не переставал удивляться и удивлять, прикасаясь к артефактам.

— Как привлечь студенческую молодежь к занятию наукой?

— Первоначальное увлечение поиском нового, естественное любопытство и пристрастие зарождаются с момента становления личности, и обязать любить науку нельзя. Очень важно, чтобы в начале этого пути были поддержка старшего товарища, мэтра, и настоящий пример «ученой одержимости». Важно осознавать, что наука — тяжелый труд, но сам момент открытия опьяняет. Сначала глаза разбегаются, информацию крайне сложно систематизировать, но с опытом это проходит. Важно научиться получать удовольствие не от результата, а от увлеченного поиска. История в своей предметной области обладает определенным универсализмом — она аккумулирует все науки сразу. Древние греки расшифровывали термин «история» как «расследование». Получается некая детективная хроника, которую нужно распутывать с конца. В любом случае открытия будут всегда — маленькие или большие, но будут, поэтому можно сказать, что наука — это получение удовольствия от открытия нового. В цифровую эпоху нередко на первый план выходят количественные показатели, а не качество. Но я спешу предостеречь молодых ученых: важно помнить, что без поиска нового, без открытия новых источников и идей наука существовать не может!

— Какова сфера ваших научных интересов?

— Сфера моих научных интересов достаточно широка. Мне интересны междисциплинарные исследования (на стыке лингвистики, культурологии), нравится анализировать текст, язык. Моя докторская диссертация была посвящена изучению социально-психологических аспектов, истории идей и представлений, но фокусировалась я на сознании и поведении крестьянства как основной массы населения в условиях революционных пертурбаций и Первой мировой войны. Поэтому, несмотря на широту научных интересов, в качестве основного можно выделить крестьяноведение, социальную психологию и историю повседневности.

— Ольга Александровна, особого внимания заслуживают грантовые проекты, над которыми вы работаете в данный момент. И один из них уже завершается.

— Действительно, Российским фондом фундаментальных исследований был объявлен конкурс, посвященный 100-летию со дня образования СССР. Грант выполнялся в течение 1 года и 8 месяцев, и результатом конкурса стала публикация монографии, посвященной историческому опыту существования Советского Союза. Мы занимались разработкой исследовательской концепции изучения аграрной политики в СССР, а также региональных особенностей ее реализации в 1922–1991 гг. Как я уже сказала, сфера моих интересов связана с социальной историей и историей повседневности, поэтому в заявке на конкурс я формулировала тему в рамках того задела, который уже есть.

На первый взгляд, кризисный характер советского опыта аграрных преобразований был изначально предопределен. Но важно понимать, что аграрная политика — это не только колхозная система. Существует достаточно аргументированная позиция о том, что сама идея коллективизации возникла не в 1929 году и была придумана не Иосифом Сталиным, а что она появилась на рубеже XIX–XX веков и была связана с исчерпанием ресурсов развития традиционных агротехнологий. И без создания крупных сельскохозяйственных предприятий и механизации вырваться из замкнутого круга бедности было невозможно. Село нуждалось в переходе на новый технологический уровень, поэтому такая политика была объективна, закономерна и востребована.

Идея коллективизации была заимствована из успешного опыта Соединенных Штатов Америки. Именно там в 1920-х гг. был реализован проект по созданию крупных механизированных агрокомбинатов. Массированное насыщение сельского хозяйства тракторами и комбайнами позволяло существенно сократить сроки выполнения сельскохозяйственных работ и нарастить объемы производства. И даже при низком качестве уборки и больших потерях сельхозпроизводители оставались с прибылью. Этот опыт американских фермеров и был взят на вооружение. В середине 1920-х годов начинаются закупки техники за рубежом, при разработке первой пятилетки до 30% всех средств предполагалось вложить в развитие сельскохозяйственного машиностроения.

Но под воздействием новых вызовов в приоритете оказывается проблема национальной безопасности и создания крупного военно-промышленного комплекса. А это совпадает с мировым кризисом. Именно в это время в стране одновременно возводилось много промышленных предприятий, которые задыхались без станков и комплектующих. Потребность государства в экспорте товаров привела к тому, что коллективизация пошла по другому пути. Была реализована жесткая форма коллективизации с принуждением, полурабскими отношениями, раскулачиванием и репрессиями. Жизнь на селе нормализовалась лишь во второй половине 1930-х годов. Великая Отечественная война вновь перечеркнула привычное течение жизни. Советская деревня обеспечивала воюющую армию всеми возможными мобилизационными ресурсами: людьми, хлебом, техникой и пр. Непростыми были и послевоенные времена: в приоритетах советского руководства — восстановление промышленности, решение ядерной проблемы. Поэтому период возвращения «долгов» крестьянству пришелся только на конец 50-х — начало 60-х годов, когда ситуация в деревне поменялась: были попытки снизить налоговое бремя, привлечь инвестиции в сельское хозяйство. Но сама стратегия аграрного развития осталась прежней. Хотя стоит отметить, что уровень жизни колхозников существенно изменился: в село пришли свет и газ, у крестьян стала появляться личная техника — мотоциклы, мопеды, в 1970-е годы — автомобили. Вместе с тем советская экономика столкнулась с новыми проблемами, вызванными переходом к новому технологическому укладу. При рыночной экономике каждое следующее поколение тракторов и комбайнов становится эффективнее и дешевле. В странах с нерыночной экономикой, наоборот, — дороже. Если мы посмотрим на 1970-е годы, то увидим снижение темпов механизации: нам не удалось достичь того уровня, на который мы рассчитывали выйти в 30-е годы. Тем временем высокоразвитые страны уже переходили на новый уровень развития, внедряли более совершенную технику, появлялись электронные средства. А советская экономическая модель оказалась не готова к переходу. Самый яркий пример — история Ивана Худенко. Он попытался реформировать неповоротливую и громоздкую советскую систему на примере одного, конкретно взятого предприятия. Распространение его системы позволило бы в разы увеличить производительность труда, объемы производства и заинтересованность работников. Но повышение эффективности оказалось не по душе партийному начальству: это якобы нарушало социальную стабильность.

Монография в целом получилась многосторонняя, здесь не только политика и агротехнологии, но и социокультурное развитие советского села. Поэтому рассматриваются и развитие социальной инфраструктуры, и формирование представлений человека нового общества. Процесс формирования этого образа стал результатом целого комплекса мероприятий: это радиофикация, телефонизация, кинофикация, создание сети библиотек, домов культуры, прачечных, больниц, детских садов. Здесь же важно рассмотрение политики и в области трудовых отношений, миграционных процессов — важно понять, насколько аграрная политика соответствовала общим тенденциям развития.

Результаты нашего проекта позволяют увидеть, что даже в этой сложной и противоречивой модели были заложены реальные возможности, это была своего рода апробация самых новаторских отношений. Почему не увидели перспективных направлений развития, почему не воспользовались уже имеющимися результатами — другой вопрос.

Второй грант стартовал 1 марта текущего года в рамках конкурса региональных проектов Российского научного фонда. Тематика проекта ориентирована на решение приоритетных задач регионального развития. Ключевое понятие здесь «интеграция» — организация территории, населения в единое локальное сообщество, с одной стороны, и формирование идентичности, с другой. В современных условиях, когда процесс глобализации стирает в пыль всю региональную специфику, когда мегаполисы становятся исключительными центрами притяжения, появляется новая тенденция — глокализация. И ради будущего любого региона важно сохранить, сберечь самое себя, свой историкокультурный код и человеческий капитал. Не все население готово разорвать привычный круг общения и жизни, им хочется получить комфортную среду обитания на своей малой родине. Человек в большом городе одинок, особенно это очевидно в крупных мегаполисах в странах с высокой плотностью населения, а сельский житель в большей степени ощущает близость своей семьи, родственников и друзей. И именно поэтому возникает тенденция к глокализации, которая выявлена социологами и культурологами. И в этом случае очень важно понимать, что на пустом месте комфортную среду и осознание «я — местный» сформировать не получится. Важно и нужно изучать исторический опыт. И каждый уважающий себя регион так или иначе эту политику проводит: создаются институты, которые будут транслировать эту тему и развивать и событийный туризм, и туристические поезда, и популяризировать местные достопримечательности — это все повышает привлекательность региона. Таким образом формируется идентичность, которая заключается в первую очередь не в противопоставлении себя другим, а в самоопределении через благополучие. И его нужно формировать. У людей должно складываться ощущение, что «это моя малая родина, и мне здесь хорошо».

У нас фундаментальный исследовательский проект, поэтому ограничиться проведением, например, краеведческих форумов и фестивалей мы не можем. Наша задача — изучить исторический опыт с точки зрения новейших достижений в истории и в науках широкого междисциплинарного социогуманитарного цикла: культурологии, социальной психологии, политологии, социологии, истории повседневности. Речь идет о выявлении новых концепций, которые можно уточнить, применить с точки зрения реконструкции исторического опыта и при помощи публикаций, а уже в дальнейшем популяризировать. У нашего исследования есть и прикладная составляющая. С целью изучения исторической памяти в апреле-октябре 2022 г. специальная анкета была распространена посредством Google-формы. Онлайн-анкетирование проводилось при поддержке правительства Пензенской области и Института регионального развития. Анкета включает в себя вопросы как открытого, так и закрытого типа. Безусловно, личное общение с респондентами позволило бы получить более подробные рассказы об их прошлом, каких-то ценностных ориентирах, оценочных суждениях по отношению к своему региону. Но, с другой стороны, обрабатывать такие нарративы сложно — они уникальны, что не позволяет получить репрезентативные выводы. А онлайн-анкетирование дает возможность массового охвата аудитории: в числе наших респондентов — более 1000 жителей региона. Окончательные итоги еще не подведены, но определенные выводы можно сделать уже сейчас. Существует четкая корреляция между возрастом респондента и желанием изучать и знать историю своей семьи: чем старше человек, тем больше интерес. Этому вопросу был посвящен целый раздел: участникам анкетирования предстояло ответить на вопросы об истории своего населенного пункта и своей семьи. Еще один раздел был связан с представлением о современном состоянии региона. Необходимо было составить рейтинг и определить, чем привлекателен наш регион. Знание этих показателей позволяет выстроить в приоритетном порядке, на чем именно необходимо сделать акцент, чтобы жизнь в городе стала более комфортной. На первом месте оказались экономические параметры — уровень заработной платы, затем — безопасность. Еще один не менее приоритетный показатель — благоустройство. Здесь большую роль играет память о «зеленом и чистом» городе: в советский период Пенза несколько раз становилась победителем соревнований по благоустройству (большое количество парков, масштабные работы по озеленению, поддержание порядка на улицах). Завершается первый год выполнения гранта. На этом этапе основной упор был сделан на выявлении неопубликованных документов в центральных и региональном архивах. Век за веком можно проследить шаги интеграции и формирование коммуникативных связей. Так, в XIX веке это можно проследить на примере развития ярмарочной торговли. Специфика организации ярмарочного торга позволяла владельцам товаров переезжать с одной ярмарки на другую, население в поисках нужного товара двигалось вслед за ними, что и объединяло территории, и даже стирало сословные отличия между крестьянами и дворянами. Здесь речь идет и о восприятии чужой культуры, другого опыта.

В дальнейшем по итогам работы по гранту запланирована подготовка сборника документов и монографии. И, конечно, в последующем ожидается популяризация полученных результатов, но уже за рамками гранта.

— Как вы считаете: человек, занимающийся наукой, должен и жить, и дышать только ею?

— Ни в коем случае! Я убеждена, что если человек — талантливый ученый, то у него всегда есть увлечение. Очень часто это занятия живописью, музыкой, поэзия. Такой человек обязательно будет себя творчески реализовывать, он является разносторонней личностью и не довольствуется только наукой. Отчасти поэтому настоящие ученые порой рассеянны, они где-то в себе, вечно в поиске, но всегда находят время на творчество. В противном случае ученый просто не сможет остаться целостной натурой. Подобные увлечения можно назвать «стабилизаторами». Любая деятельность, будь то написание статей, поиск новой информации, — это однообразие, которое утомляет. Всегда нужно на время от этого отключаться. И это как раз стабилизирует, иначе нет стимула для дальнейшего развития. Я увлекаюсь дизайном интерьера — очень люблю творить в этой сфере! Любовь к этой деятельности пришла ко мне внезапно, и, конечно, я творю на любительском уровне — формирую уют и создаю тепло домашнего очага в пределах семьи. А еще у меня есть чудесный сад, где я ищу баланс в теплое время года.

«Университетская газета», № 9 (1782) от 15 декабря 2022 года