Активизм, патриотизм, наука: взгляд молодежи ПГУ17.11.2022 08:30
В Международный день студентов рассказываем о студентах ПГУ с активной жизненной позицией, ведущих за собой и развивающих научное, волонтерское направления и стоящих на страже сохранения истории и исторического знания. Дарья Кулакова, председатель ССС ПГУ: «Главное – желание!» Про выпускницу Института экономики и управления, а теперь студентку Юридического института можно сказать, что она поднималась по карьерной лестнице каждый учебный год. «На самом деле я очень скромный человек. Придя на первый курс, я боялась всего и вся: испуганными и восторженными глазами смотрела на старшекурсников, которые занимались активной деятельностью. Познакомившись поближе с ребятами, я решила попробовать свои силы в волонтёрском направлении», — подчеркивает Даша. Начиналось все с малого: сначала Даша держала двери на мероприятиях — так прошел первый год ее студенческой жизни. А потом учеба в ПГУ заиграла новыми красками. «На следующий год меня уже сделали главой волонтерского сектора родного института. Я не просто начала участвовать в крупных мероприятиях, но и выступала в качестве организатора и руководителя: помогала на смотрахконкурсах «Первокурсник» и «Студенческая весна», круглых столах, мы ездили с благотворительными концертами в детские дома. Я уже не просто участвовала, а координировала, направляла ребят, придумывала идеи. И спустя год плодотворной работы, на 3-м курсе, я стала руководителем волонтерского сектора ПГУ». Самым ярким впечатлением для Даши стала поездка на форум «Территория смыслов», где еще юная 18-летняя студентка работала в командах с опытными 26-летними участниками форума. Уже будучи студенткой 1-го курса магистратуры, Даша избиралась на пост председателя Совета студенческого самоуправления Пензенского государственного университета. Основная задача — привлечь как можно больше ребят в актив вуза. А что для этого необходимо? «Сильная и сплоченная команда, которая показывала бы студентам, как классно быть в активе, быть в самом центре этой кипящей жизни. Чтобы ребята хотели быть наравне с ними, в этой команде. По сути, Совет студенческого самоуправления — это и есть такое объединение», — резюмирует Даша. И теперь она во главе этой команды. Как признается новый председатель, вливаться в коллектив было одновременно и сложно, и легко: «Всех председателей советов факультетов и руководителей секторов я знаю, поэтому общий язык мы нашли быстро. Вся сложность в том, что раньше мы с ними были в одной обойме, а теперь я стала на ступеньку выше — переживаю, чтобы это не отразилось на нашем с ними общении и совместной работе. Но я уверена, что все будет отлично!». В планах у Даши — реализация сразу нескольких проектов, которые, на ее взгляд, сделают студенческую жизнь в университете еще более интересной, яркой и запоминающейся. И первое в планах — создание проектного клуба: «Проекты — это огромный пласт работы. Сейчас есть возможность выиграть огромное количество грантов, и мы активно принимаем в этом участие. Но, к сожалению, не все студенты понимают, что же такое проект, как его придумать, представить и реализовать. У меня есть идея приглашать на заседания проектного клуба спикеров из других регионов России. По своему опыту могу сказать, что профессионалы, с которыми мы общались в рамках различных форумов и мероприятий, готовы делиться со студентами своими знаниями и будут делать это с радостью. Нельзя путать проекты и научную деятельность: безусловно, эти направления связаны, но они разные. Человек, который не занимается наукой, тоже может написать проект — важны идея, цель и ее реализация». Особый акцент в своей работе на посту председателя Даша хочет сделать на взаимодействие российских студентов с иностранными: «Это же такой культурный обмен! В последние годы мы все больше сосуществуем в одном университете, но словно в разных мирах. Пожалуй, единственной точкой соприкосновения являются школа актива «Импульс» и Поволжский образовательный лагерь для иностранных студентов «ПОЛИС». В течение трех дней ребята живут на одной площадке, но взаимодействуют в основном только на вечерних мероприятиях — образовательная программа у каждого своя. И этого крайне мало! Хотелось бы проводить круглые столы, выездные мероприятия, которые способствовали бы укреплению международных связей, развитию межкультурного диалога и взаимопроникновению культур. Например, когда я училась на 3-м курсе, в рамках «Эстафеты поколений» к нам приходили ребята из Индии и рассказывали о том, как у них выстроена образовательная система, в каких условиях учатся студенты, как растут и развиваются. Это было очень интересно! Думаю, что такие мероприятия особенно важны в наше время — они научат людей не воспринимать представителей другой культуры как чужих, а повысят их интерес друг к другу». Еще одним, не менее важным, аспектом в развитии деятельности актива Даша считает переориентацию отдельных мероприятий на будущую карьеру студентов: «Например, в рамках школы актива «Импульс» мне бы хотелось расширить взаимодействие ребят со спикерами — сделать более активной двустороннюю обратную связь, чтобы студенты могли получить не только знания, но и какие-то индивидуальные рекомендации, а кто-то, возможно, даже и путевку в жизнь! Наши проекты и мероприятия можно сделать не только формой проведения досуга, но и стартовой площадкой для яркого будущего ребят и открытия новых имен и перспектив». Даша признается, что должность председателя Совета студенческого самоуправления — это не только почетно, но и ответственно: ты не просто руководитель, ты — генератор идей. «А где брать вдохновение? Просто всей душой любить то, что ты делаешь! Занимаясь волонтерской деятельностью, я получала невероятное количество эмоций и этим вдохновлялась. Сейчас меня вдохновляют активная деятельность и инициативность студентов — поэтому я готова творить и реализовывать различные проекты! Активист — это человек, который готов делать что-то не только для себя — получать знания и саморазвиваться, но и для других — помогать тем, кто рядом. А в качестве трех главных качеств активиста я бы выделила коммуникабельность, ответственность и стрессоустойчивость», — отмечает Даша. Топ-5 формул успеха от председателя ССС Дарьи Кулаковой: — Не откладывать дела на потом. Юлия Лубошникова, студентка историко-филологического факультета: «Мы должны быть неравнодушны к судьбе своей страны и своего народа!» Патриотическое воспитание сегодня является одним из главных направлений в образовании, детям нужно рассказывать о героях и их подвигах, для того чтобы о них знали, помнили. Недаром Михаил Ломоносов говорил: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». О том, кто такой патриот и как реализуется деятельность в этом направлении в нашем университете, мы пообщались со студенткой 4-го курса историко-филологического факультета ПГУ Юлией Лубошниковой. — Юля, я знаю про твою активную работу в патриотическом направлении. Когда она началась? — Еще будучи школьницей, я всегда принимала участие в общественной жизни: в митингах к 9 Мая, написала много статей, посвященных дважды Герою Советского Союза маршалу Н. И. Крылову, была волонтером-экскурсоводом в сельском историко-краеведческом музее, состою также в рядах организациий «Волонтеры Победы» и «Волонтеры-медики». — На твой взгляд, кто такой патриот? — О патриотизме и патриотах говорилось очень много во все времена. Кто же такой патриот? На мой взгляд, это человек, который неравнодушен к судьбе своей страны, своего народа, истории государства. Он с большим уважением относится ко всему, что формирует патриотические чувства: исторической памяти, ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, памятникам культуры и архитектуры, природе, родному языку, вере своих предков. Все эти качества или часть их и присущи настоящему патриоту. Думаю, никто не будет сомневаться в том, что окружающая культурная среда имеет огромное воспитательное воздействие на человека. Музеи, памятники культуры и архитектуры воплощают в себе события минувших дней, лет и эпох. Они являются для нас символом родных мест, России, а их исчезновение приведет к разрушению исторической памяти. Все мы со школы помним рассказ Александра Солженицына «Захар-Калита», в котором повествуется о хранителе Куликова поля, ревностно следящем за порядком. Вот пока такие люди, как смотритель, есть на русской земле, давние события не смогут кануть в Лету. Такие люди, бескорыстно любящие свою Родину, знающие и чтущие ее историю, и есть настоящие патриоты. — Насколько велик интерес молодежи к истории сейчас? — Говоря о моих сверстниках, об их патриотических чувствах, интересе к истории, хочу сказать, что однозначный ответ дать трудно. Кто-то является большим приверженцем исторической науки, знает многие события прошлых столетий, а кто-то равнодушен и не стремится открывать для себя что-то новое. Социологические опросы прошлых лет показывают, что молодое поколение имеет существенные пробелы в знаниях истории войн. Например, не знают основных битв Великой Отечественной и Отечественной войны 1812 года, не говоря уже о Ледовом побоище, Куликовской и Полтавской битвах. Не знакомы с фактами из биографии выдающихся исторических личностей, политиков, ученых, исследователей: имена Дежнева, Павлова, Сеченова, Кулибина им мало о чем говорят. Некоторые, следуя моде, посещали известную Третьяковскую галерею, но о Третьякове, как и о Морозове, меценатах ХIХ века, ничего не слышали. И это еще полбеды. Не знают, кто такие герои-молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло. Не знают о деревне Чернушки, что под Великими Луками Псковской области, и о том, кто закрыл здесь грудью амбразуру вражеского дзота. Многие путают эпохи, в которых жили выдающиеся личности. Еще раз подчеркну, что не все, но есть такие из числа молодых людей. А ведь за нашим поколением — будущее России. — Каким образом организуется патриотическое воспитание в вузе? Какие мероприятия проводятся? — К счастью, в нашем университете патриотическое воспитание организовано очень хорошо. Это не только различные проекты, конференции, экспедиции и экскурсии, но и реальные дела. Например, волонтерское движение. Летом 2020 года студенты из ПГУ, участвующие в проекте «Находки семейных архивов», посетили Брестскую крепость, Хатынь, Хованщину. А в декабре 2021-го волонтеры Победы из Пензенской области, в числе которых были и студенты нашего вуза, посетили международный форум «Волонтеры Победы» в городе Самаре. Волонтеры также помогают в проведении мероприятий: например, этим летом волонтеры историко-филологического факультета были в Золотаревском городище. Таких мероприятий очень много, все перечислить невозможно. — Чего, на твой взгляд, не хватает для всестороннего развития студентов в вопросах патриотического и исторического воспитания? — В нынешних условиях перед вузами, на мой взгляд, стоит задача воспитания патриотов XXI века. И это воспитание должно начаться еще в школе, куда просто необходимо вернуть незаслуженно выброшенные из программы по литературе произведения о Великой Отечественной войне, увеличить количество часов по истории на изучение основных вех Великой Отечественной. В университете необходимо больше привлекать студентов к участию в военнопатриотических объединениях, развивать ребят не только интеллектуально, но и духовно, физически. Словом, больше практической деятельности. Такой комплекс мероприятий позволит наиболее успешно достигать целей по патриотическому и историческому воспитанию молодежи. Окружающая культурная среда имеет огромное воспитательное воздействие на человека. Музеи, памятники культуры и архитектуры воплощают в себе события минувших дней, лет и эпох. — Как ты думаешь, патриотизм — это в генах или воспитывается обществом? — Кстати, размышляя над этим вопросом, я признаю обе версии. Причем про гены в большей степени. Сколько бы ни говорилось в обществе о любви к Родине, к ее святыням, человек не будет настоящим патриотом, если дома он слышит и видит другое. Патриотизм начинается с материнской колыбельной, с бабушкиной сказки, с семейной реликвии, с фотографии погибшего на фронте родственника, с друзей детства, с неброской красоты родных мест. Это все дорого каждому из нас. И никто ни за какие блага мира не отдаст то, к чему прикипел сердцем. Вспомним сериал «Штрафбат» режиссера Николая Досталя. Его герой Антип Петрович Глымов, отвечая на вопрос комбата, говорит: «Ты думаешь, если я вор, то для меня ничего святого нет? Есть, поболее, чем у тебя. Помимо власти советской есть еще земля родная. Я сам из-под Орла, село Молодовое. А там сейчас немец хозяйничает. Вот это для меня хуже, чем нож в горле». Этими словами все сказано об уровне патриотизма, казалось бы, неисправимого преступника, о силе его любви к Родине, которая крепнет в трудные для Отечества дни. — Согласна ли ты с тем, что в российском обществе происходит пересмотр понятий «патриотизм», «Родина»? Не утратили ли эти слова былую силу воздействия на людей и вызывают скорее раздражение и усталость, чем какой-то позитивный отклик? — Сейчас наша страна переживает не самые лучшие времена. И в российском обществе происходит пересмотр этих понятий, но отнюдь не в худшую сторону. Эти понятия не только не утратили своего значения, но и приобрели возвышенный смысл. Люди объединились: они едины в мыслях и делах, все направлено на достижение поставленных целей. Появилась гордость за свою страну и ее народ. Настоящий патриотизм проявляется в конкретных делах на благо Родины и народа. Елизавета Малышева, председатель СНО ПГУ: «Наука — это очень интересно!» В мае 2022 года во главе Студенческого научного общества оказалась Елизавета Малышева — студентка 4-го курса Института экономики и управления. «Четыре года назад, когда только пришла сюда, я еще слабо представляла себе, чем вообще можно заниматься в университете. На первом собрании актива нас познакомили с работой разных секторов, и я решила попробовать себя буквально везде! Но больше всего, конечно, меня заинтересовала наука». К концу второго курса стало понятно, что уходит имеющийся глава и нужно его переизбирать. И эту должность предложили Лизе. «До этого я ездила на школу актива «Импульс» в отряде СНО. И по итогам работы за 2 года меня выбрали на должность руководителя научного общества Института экономики и управления». Меньше чем за полгода работы команда, во главе которой стоит Лиза, уже успела добиться определенных результатов: «Мы выиграли грант «Наука начинается с нас: твори, выдумывай, пробуй!» на один миллион рублей. Изначально было запланировано 14 мероприятий, но мы уже провели более 20 и не думаем останавливаться! Из самых ярких, пожалуй, можно выделить проектную школу «PRO: проект», на которой собрались более 100 человек. Мы учили ребят, как создать, продвигать и коммерциализировать свой проект. Рассказывали даже о том, что диплом можно написать как стартап. Второе масштабное мероприятие, к организации которого я имею прямое отношение, — Лига интеллектуальных игр. На каждом факультете прошли отборочные туры, а в ноябре пройдет общая игра, на которой мы узнаем победителя». На вопрос о том, насколько молодежь сейчас интересуется наукой, Лиза отвечает однозначно: «Все зависит от конкретного человека. Большую роль в этом играет воспитание и то, как человек рос. Если его заставляли учиться, решать постоянно примеры и не давали возможности ошибаться и что-то узнавать самому, то интереса не будет. Если ребенок развивался в том направлении, в котором ему было интересно, тогда он будет заниматься этим с удовольствием. Если у человека было много свободного времени и он, например, потреблял научно-популярный контент, то велика вероятность, что он придет в науку. И важно отметить, что задача людей науки — не только самим «создавать» эту науку, но и привлекать молодежь к этому, особенно студентов. В этой связи я планирую в скором будущем провести в нашем университете серию ликбезов, познакомить ребят с интересными научными фактами и популяризировать наше научное общество». Топ-5 формул успеха от председателя СНО Елизаветы Малышевой: — Быть всегда в приоритете для самой себя. Сама Лиза увлеклась наукой еще в детстве: «Меня очень рано научили читать, мне показывали документальные фильмы, я прониклась этим. Мне нравилось все: история, физика, космос. И со временем интерес к этому не пропал, а разгорелся с новой силой! Я продолжаю интересоваться, популяризирую науку. Мои собственные исследования связаны с геополитикой и развитием экономических взаимоотношений между государствами — крайне интересная и актуальная тема». На вопрос «Чего не хватает студенческой науке?» отвечает: «Я думаю, что студенческая наука — слишком обобщенное понятие. Скажу за экономическую сферу. Например, большинство мероприятий, которые проводят в стенах нашего вуза, направлены на технические и медицинские специальности и в большей степени идет поддержка именно этого направления деятельности. 27 октября проходила ярмарка, где представляли студенческие научные кружки, которые работают по кафедрам. Я сделала такой вывод: кружки в Политехническом институте, например, могут представить физическое воплощение результатов своей деятельности. В экономике такого нет — и это вполне логично. Из-за этого к нашей науке не такое серьезное отношение. И я вижу свою задачу в том, чтобы внести свою лепту в устранение этой несправедливости». Будучи студенткой 4-го курса, Лиза в полной мере прониклась атмосферой, царящей в вузе. На вопрос «Что для тебя ПГУ?» она дает вполне лаконичный ответ: «ПГУ — это старый сундук, открывая который, я и не знала, сколько интересного ждет меня внутри».
|