К новым спортивным победам и воспитание юных чемпионов: путь Ильдара Юскаева к тренерской деятельности13.08.2022 10:00
День физкультурника — профессиональный праздник преподавателей физкультуры. В торжествах участвуют все, кто имеет отношение к спорту: тренеры, студенты и выпускники профильных учебных заведений, люди, которые ведут здоровый образ жизни. Институт физической культуры и спорта Пензенского государственного университета много лет готовит для Сурского края и России высококвалифицированных профессионалов своего дела — учителей физической культуры, тренеров, спортсменов. Одним из таких является выпускник института Ильдар Юскаев, окончивший ПГУ в этом году. В День физкультурника, который ежегодно в нашей стране отмечается во вторую субботу августа, а в 2022 году дата приходится на 13 августа, мы поговорили с тренером детских-спортивно-оздоровительных групп спортивной школы олимпийского резерва по гимнастике имени Натальи Александровны Лавровой Ильдаром Юскаевым. Мастер спорта международного класса, серебряный и бронзовый призер Первенства Европы по спортивной гимнастике, серебряный и бронзовый призер Первенства Чемпионата России Ильдар Юскаев с детства занимается спортивной гимнастикой. Он, будучи школьником, участвовал в международных соревнованиях, с 14 лет состоит в сборной России. Ильдар жизнь без спорта не видит. В этом году он получил магистерский диплом, в планах молодого человека продолжать заниматься преподавательской деятельностью. Вот уже полтора года Ильдар Юскаев тренирует и ведет группу детей 6-7 лет. Его воспитанники показывают достойные результаты — они заняли весь пьедестал почета на Первенстве по спортивной гимнастике Пензенской области. О том, почему спортсмен решил посвятить свою жизнь тренерскому ремеслу, читайте в нашем интервью. — Как вы пришли в профессию, почему стали тренировать именно детей? — Я пришел в профессию, потому что мне захотелось передать свои навыки подрастающему поколению. Я могу передать знания, свой опыт младшему поколению. Детские соревнования, в которых участвовали мои воспитанники, показали, что это у меня неплохо получается. На состязаниях, где выступают мои ученики, я испытываю эмоций больше чем, когда сам на снаряде. Здесь ничего не зависит от тебя. Ребята все выполняют, а я наблюдаю и переживаю за них. Буду стараться воспитывать из них настоящих спортсменов. В свое время меня воспитывали и учили великие люди — мои тренеры. Пришла и моя очередь. К тому же, я выпускник Института физической культуры и спорта, а значит, я педагог. Педагог со спортивным прошлым и настоящим. — Какие возрастные группы вы тренируете? — Я тренирую детей 2015, 2016 и 2017 года рождения. Моим ученикам — юным спортсменам 5, 6 и 7 лет. — В чем конкретно заключается ваша работа, чем вы занимаетесь? — Моя работа заключается в том, чтобы обучать детей гимнастическим элементам. Для того, чтобы они выступали на соревнованиях. С детьми младшей группы занятия проводятся в режиме игры. Им нужно поставить базовые навыки гимнастической школы. — Со всеми ли задачами справляются ваши ребята? — Да, спортсмены вполне справляются с задачами, которые я для них ставлю. Они выступают на соревнованиях, занимают призовые места и побеждают. — Как настроить ребят на нужную работу? — С воспитанниками старшей группы — дети 7-и лет (2015 года рождения) проходят занятия на формирования волевых качеств, качеств командной работы, воспитание дисциплины. Благодаря этому спортсмены понимают, что на них лежит определенная ответственность за себя и за команду. Это и помогает им настроиться. — Что для вас самое сложное в вашей работе? — Самое сложное для меня в тренерской деятельности было понять, что они еще дети. Если для меня какой-то элемент кажется простым, то для них это совсем не так. Соответственно, нужно начинать тренироваться с каких-то базовых и подготовительных упражнений, а только потом приступать к этим элементам. — Помните ли вы свое первое занятие в качестве тренера? Какое оно было? — Первое занятие было волнительное. У меня была большая группа, более 20 человек в возрасте 5-и лет. Сначала было сложно наладить дисциплину, чтобы они выполняли именно то, что я говорю. Я со всем справился. — Какая самая высокая награда для вас как для тренера? — Самая высокая награда, когда спортсмен, выслушав мои наставления, исправляет свои ошибки и делает элемент правильно — так, как я ему сказал. То есть делает выводы из замечаний и стремится исправить свои ошибки. — О чем тренер должен помнить постоянно? — Я тренирую детские группы, поэтому, считаю, что всегда нужно помнить, что они все равно дети и каждый из них личность. Поэтому применять свой спортивный путь на них нельзя, то есть если что-то у меня получалось легко, то необязательно что им это будет даваться просто. — Наверное то, что от побед своих учеников я испытываю радости и гордости больше, чем от своих побед в прошлом. — Для спортсмена важен режим, а для тренера? — Для тренера тоже важен режим. Я стараюсь никогда не опаздывать на занятия, составлять графики тренировок для каждого возраста. И всегда следую этому графику, то есть в определенные дни выполняются снаряды, в какие-то идет упор на физическую нагрузку, хореографию, упражнения на выносливость. И вся неделя в этом плане у меня расписана по всем группам. — На ваш взгляд, любовь к физкультуре и спорту, привычка заниматься спортом регулярно закладываются с детства? Насколько активно сегодня наши дети идут в спорт и многое ли в этом вопросе зависит от родителей? — Да, сейчас родители довольно охотно отдают детей в спорт. И многие понимают, что это просто необходимость, чтобы ребенок получал и дополнительное образование, и дополнительно развивался в социальной группе. — Что для вас значит спорт? — Спорт — это постоянное развитие, совершенствование своих навыков и достижение новых целей и результатов. Соревнования — это воспитание силы воли, здесь испытываешь себя на прочность. — Профессия — тренер. Какими качествами должен обладать человек, выбравший ее? — Тренер должен обладать в первую очередь педагогическими навыками, дисциплинированностью в тренировочном процессе, уметь общаться с детьми, налаживать с ними дружеские отношения. Он должен знать предмет, с которым он работает. Важна спортивная подготовка, хотя бы до мастера спорта по конкретному виду. — Когда вы начали заниматься спортом? — Мне было 6 лет, когда спортивная гимнастика стала частью моей жизни. В 2004 году по всем каналам страны транслировались XXVIII Летние Олимпийские игры в Афинах. Вся моя семья была прикована к телевизору и болела за нашу сборную. Все помнят, что случилось тогда с гимнастом Алексеем Немовым. Его выступление засудили. Весь зал негодовал и был возмущен несправедливым решением судей, которое они позже поменяли. Эта история меня вдохновила. Моя мама решила отвести меня в спортшколу олимпийского резерва по гимнастике имени Натальи Александровны Лавровой (г. Пенза). Так и начался мой спортивный путь. Сначала меня тренировал мастер спорта по художественной гимнастике Снежанна Владиславовна Миронова, а потом меня отобрал к себе в команду тренер высшей категории по спортивной гимнастике, мастер спорта Юрий Николаевич Миронов. И вот уже 8 лет он меня тренирует. — Кем бы вы стали, если не посвятили бы свою жизнь спорту? — Спорт так рано вошел в мою жизнь, именно профессиональный, что я в осознанном возрасте уже знал, кем я буду и на кого пойду учиться. — Как вы отдыхаете от спорта? Какой досуг считаете любимым? — Я люблю читать книги и заниматься активным отдыхом, то есть зимой катаюсь на сноуборде, летом — катание на водных лыжах. — Кому из тренеров вы бы сказали особое спасибо? — Моему первому тренеру Снежанне Владиславовне Мироновой, моему основному тренеру, с которым я занимаюсь с 2005 года — Юрию Николаевичу Миронову. До сих пор мы с ним работает, ко всем самым значимым победам мы пришли вместе с ним. Также хотел поблагодарить Алексея Николаевича Хмелькова, моего куратора и тренера в институте. — Поделитесь планами на будущее. — Продолжать заниматься спортом, а затем полностью углубиться в тренерскую деятельность, подготавливать новых чемпионов. |