Дело всей жизни — преподавать: лучший педагог-предметник области из ПГУ рассказала о секретах профессионального мастерства10.06.2022 13:00
Лилия Рожкова более 10 лет работает в Пензенском госуниверситете. За это время она внесла большой вклад в развитие науки, усовершенствование образовательного процесса, подготовку высококвалифицированных специалистов. О секретах профессионального мастерства, о своем пути в науку, о трудоустройстве выпускников кафедры мы поговорили с победителем конкурса «Лучшие педагоги-предметники Пензенской области — 2022». — Лилия Валерьевна, кафедра, которую вы возглавляете, готовит специалистов в сфере международных отношений и мировой экономики. Насколько востребованы такие знания сегодня? — Современные политические и социально-экономические условия в стране и в мире подтверждают высокую актуальность подготовки высококвалифицированных специалистов в области международных отношений и внешнеэкономической деятельности, способных дипломатически отстаивать позиции России, выстраивать новые торговые отношения с зарубежными партнерами при смещении акцентов на страны Азии. Я убеждена, что специалисты с такими знаниями будут очень востребованы и уверена в том, что подрастающее поколение, в лице моих выпускников, сможет обеспечить стабильное и поступательное развитие нашей страны. — Выпускники кафедры успешны и востребованы на рынке труда. Есть какой-то секрет? Вы преподаете студентам азы успешности вместе с базовыми предметами? — Выпускники обладают хорошими знаниями и умеют их применять на практике. Это и обеспечивает успех в трудоустройстве. Передаваемый жизненный опыт способствует поиску лучшего решения возникающих профессиональных вопросов — Большую роль в этом сыграли семейные традиции: бабушка работала учителем начальных классов школы р.п. Сосновоборск Пензенской области более 40 лет, родители большую часть трудовой жизни посвятили ПГУ: папа 45 лет работал заместителем начальника Вычислительного центра, мама работает уже более 40 лет инженером кафедры «Технология и оборудование машиностроения», старший брат окончил кафедру вычислительной техники и обучался в аспирантуре ПГУ. — Сложен ли был путь от выпускницы юридического факультета до преподавателя социологических дисциплин? Почему вы выбрали именно этот научный пласт? — Наверное, не секрет, что многие абитуриенты, которые приходят в вуз, часто не знают, какую профессию выбрать. Я относилась к этому числу и, закончив школу с золотой медалью, выбрала самое, как мне казалось, престижное направление — юриспруденцию. Еще на последнем курсе я поняла, что мне хочется продолжить обучение, но по юридическому направлению в университете не было аспирантуры, поэтому я стала рассматривать возможность поступления по смежным гуманитарным направлениям и выбрала тему дипломной работы, связанную с муниципальной службой, которую и продолжила исследовать в аспирантуре, но с уклоном в социологическое направление. После обучения в аспирантуре и защиты кандидатской диссертации я уже нисколько не сомневалась в правильности выбранного направления: социология для меня — это возможность наблюдать, исследовать важные социальные процессы, происходящие в российском обществ и в молодежной среде. — Ваш труд и неоценимый вклад в развитие науки, вузовского образования высоко ценят. Недавно вы награждены дипломом «Лучшие педагоги-предметники Пензенской области — 2022», а также ваше имя занесено на «Доску Почета тружеников России». Поделитесь секретами профессионального мастерства: что вам помогает находить подход к студентам и передавать им качественные знания, свой богатый опыт? — Мне кажется, для этого нужно любить свою работу, гореть ей. Я стараюсь передавать своим студентам все свои навыки: учу их анализировать собранные данные, искать верные решения, вовлекаю их в разные интересные исследовательские проекты. Секрет профессионализма прост: индивидуальный подход к каждому студенту. — Расскажите о дальнейших планах в профессиональной деятельности? — В дальнейших планах — саморазвитие, получение новых знаний и умений в области профессиональной деятельности, поскольку сфера международных отношений и мировой политики стремительно меняется и, конечно, продолжение социологических исследований по новым актуальным тематикам. — Какими, на ваш взгляд, должен обладать качествами преподаватель и что он должен в себе вырабатывать? — Мне кажется, что необходим комплекс профессиональных умений и личностных качеств: хорошее знание предмета, способность вызвать интерес к изучаемой теме, коммуникабельность, доброжелательность и другие. — Что бы вы пожелали молодому поколению, решившему стать педагогами, преподавателями? И верна ли фраза «учитель — это призвание»? — Да, верна. Хотела бы пожелать — стать хорошим педагогом: любить работу, уметь общаться и передавать опыт и знания, воспитывать в молодых людях только лучшие качества.
|