ПГУ — кузница кадров: в Международный день защиты детей рассказываем об особенностях подготовки педагогов дошкольного образования01.06.2022 09:00
Международный день защиты детей ежегодно отмечается во всем мире 1 июня. Этот день напоминает общественности, что необходимо соблюдать правовые, социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Детство — самое счастливое время в жизни каждого человека, в детстве нам закладываются простые истины: что такое добро, а что такое зло. В детстве мы учимся говорить, читать, писать, именно в детские годы формируется личность человека, воспитание. Большая роль в их становлении ложится как на родителей ребенка, так и на педагога дошкольного образования. Воспитатель детского сада — наставник и первый педагог для детей. Он готовит будущих школьников к обучению, закладывает первичные знания, воспитывает малышей. Его роль в жизнь детей, безусловно, огромна. В Пензенском государственном университете на кафедре «Дошкольное и дефектологическое образование» готовят профессионалов своего дела, преданных и искренне заинтересованных людей, уверенных, что педагог — это призвание. Об особенностях подготовки педагогов дошкольного образования, логопедов, будущих воспитателей, востребованности профессий на рынке труда мы поговорили с Луникой Корчагиной, кандидатом педагогических наук, заведующим кафедрой «Дошкольное и дефектологическое образований» Пензенского госуниверситета. — Луника Николаевна, выпускники кафедры востребованы в образовательных организациях как дошкольного, так и общего образования. Каковы основные принципы подготовки высококвалифицированных специалистов? — С моей точки зрения, очень важно представлять ценностные основы профессиональной деятельности будущего педагога, а они базируются на идеях нравственности, демократии, гуманизма и гражданской ответственности. Кроме того, чтобы воспитать высококвалифицированного специалиста, нужен целеустремленный, сплоченный высокопрофессиональный педагогический коллектив, и коллектив нашей кафедры является именно таким. — Кафедра осуществляет подготовку бакалавров дошкольного образования и логопедов. Насколько востребованы эти направления подготовки у абитуриентов? — Проблем с набором студентов на данные профили подготовки нет, причем как на очную, так и на заочную формы обучения. Общий контингент в текущем году составляет около 500 человек. Кроме того, наша кафедра реализует соответствующие программы профессиональной переподготовки. В следующем учебном году мы начнем реализовывать магистерскую программу «Логопедическая работа в системе комплексного сопровождения лиц с ОВЗ». Будем рады, если к нам придут учиться целеустремленные, активные, мотивированные на получение профессии педагога дошкольного образования или логопеда абитуриенты. Наши выпускники работают в дошкольных образовательных организациях воспитателями, методистами, заведующими, логопедами, тьюторами. В связи с востребованностью, многие студенты начинают работать по специальности уже на старших курсах. Многие из них являются призерами и победителями профессиональных конкурсов, таких как «Я — профессионал», Всероссийского конкурса имени Л.С. Выгодского и так далее. — Ваш личный педагогический стаж — более 38 лет. Что, на ваш взгляд, является главным в работе со студентами и детьми. Что советуете обучающимся, когда они, например, идут на свою первую педагогическую практику? — Всегда советую студентам быть активными, не отсиживаться, и не занимать наблюдательную позицию. Не всегда все получается в практической деятельности сразу, ошибаться в процессе учения — это нормально. Надо критично относиться к своему опыту и опыту однокурсников, прислушиваться к советам педагогов, методистов, руководителей практики, делать адекватные выводы и накапливать полезный опыт профессиональной деятельности: «Осилит дорогу идущий!». Хочу отметить, что на факультете педагогики, психологии и социальных наук действует лаборатория инновационных технологий воспитания, обучения и коррекции «Малыш», где наши студенты под руководством педагогов осуществляют диагностику, разрабатывают и реализуют индивидуальные коррекционно-развивающие программы для конкретных детей. Как правило, дети посещают занятия в течении двух лет. Проводимая в лаборатории работа, позволяет студентам накапливать необходимый опыт еще до выхода на практику. — День защиты детей — праздник, призванный привлечь внимание людей к проблемам, с которыми сталкиваются дети на всей планете. Политика в области материнства и детства сегодня одна из самых актуальных во всем мире. Высшая школа не только готовит кадры, но и занимается решением актуальных вопросов в научной сфере. Какие научные темы сегодня в центре внимания кафедры «Дошкольное и дефектологическое образование»? — Сегодня преподаватели кафедры совместно со студентами пытаются ответить на многие современные общественные и педагогические вызовы. Актуальными являются для нас проблемы повышения качества дошкольного образования, преемственности между уровнями дошкольного и основного образования. Сейчас особенно остро стоит вопрос адаптации детей-беженцев к новым условиям, в том числе в дошкольных образовательных организациях. Эта проблема будет изучаться в рамках исследования, получившего поддержку руководства нашего университета в конкурсе «Ректорские гранты». Конечно, нас, как и все педагогическое сообщество, волнуют проблемы интегрированного и инклюзивного образования. — Как выстраивается эффективное взаимодействие с работодателями и партнерами? — Сегодня без такого взаимодействия невозможно решить многие задачи, стоящие перед кафедрой: организация практик, трудоустройство выпускников, привлечение успешных в своей области профессионалов к воспитательному и образовательному процессу в нашем вузе и так далее. Среди руководителей образовательных организаций, с которыми мы взаимодействуем, много наших выпускников, поэтому устанавливать контакты не сложно. Мы сотрудничаем с дошкольными образовательными организациями, учреждениями коррекционно-компенсаторной направленности (школами, интернатами), Академией «Ростум», центрами развития и другими. Формы взаимодействия различны: консультативная и методическая помощь образовательным организациям, проведение обучающих семинаров, участие в конференциях, работа по опубликованию результатов совместных исследований, выполнение исследований по заявке организаций в рамках выполнения ВКР, проведение встреч студентов с представителями работодателей, совместные мероприятия для детей (спектакли, праздники, квесты, спортивные состязания, проводимые силами студентов). — Впереди три летних месяца, время школьных каникул. Где золотая середина для детей и их родителей: как хорошо отдохнуть и в то же время не растерять багаж знаний, добытый в течение учебного года? Да и списка книг на лето никто не отменял. Каково ваше мнение: летом отдыхать или все же в меру учиться? — Я считаю, что отдых для детей летом первостепенен. Каникулы для того и нужны, чтобы ребенок пришел к некоторому равновесию и гармонии. Заставлять заниматься в период каникул не следует, а вот мотивировать, создавать ситуации, стимулирующие познавательную активность можно и нужно. Таким образом, я за активный, интересный, увлекательный и познавательный отдых. А читать, конечно, обязательно. |