Курсант ВУЦ Никита Викторов: «Тренер не только делом воспитывает, но и словом»

16.05.2022 11:58

Курсант военного учебного центра при Пензенском государственном университете Никита Викторов совмещает учебу с работой тренером по самбо и дзюдо. В его группе около 20 юных спортсменов в возрасте от 4 до 8 лет. За их результаты, как признается молодой тренер, переживает больше, чем когда-то за свои. На открытом турнире по дзюдо, который состоялся в начале мая, выступали 18 воспитанников Никиты Викторова, 12 из которых заняли призовые места.

— Никита, как началась твоя тренерская работа?

— Я сам из спорта. С первого класса занимался в спортивном клубе «Медведь», где сейчас тренирую ребят. Старший тренер клуба — это мой тренер. Теперь я продолжаю заложенные им тренерские традиции. Он тренируют старших, а у меня — маленькие. Мои подопечные — ребята в возрасте от 4 до 8 лет. Сам я начал заниматься в 6 лет. Когда я переехал с родителями в Пензу, мой товарищ привел меня в этот клуб. У меня за плечами 11 лет активных тренировок, соревнований. Учась в 9 классе, я получил звание кандидата в мастера спорта по самбо и первый взрослый разряд по дзюдо, травма, к сожалению, не позволила получить «кандидата» по дзюдо. Из-за травмы перестал сам выступать и перешел на тренерскую работу. Вначале меня взяли помощником тренера, сейчас тренирую младшую группу.
Приятно видеть, когда у твоих воспитанников всё получается. От их побед получаешь даже большее удовольствие, чем от своих. Да и переживаешь за них больше. Вспоминаю себя, когда сам настраивался на соревнования — страшно и волнительно. А они-то малыши, для некоторых это могут быть первые соревнования. Я понимаю, как важно их правильно настроить. Мне с ними просто найти общий язык. Мы не только как тренер и ученики, а больше даже как друзья: можем и пошутить вместе, и поиграть. Порой могу, конечно, и строгость проявить, даже поругать. Группа разновозрастная. Понятно, что 4-летки не будут делать то же и так же, что ребята 7–8 лет. Даешь старшим задания, они исполнительные, серьезно относятся. С малышами нужен индивидуальный подход. Каждому свои приемы.

— Насколько востребованы у детей самбо и дзюдо как виды спорта сейчас?

— Сейчас самбо и дзюдо стали более популярными, чем раньше. Когда я занимался, наша группа сначала была 10 человек, потом я вообще остался единственным у тренера. Я норматив мастера спорта, может, поэтому и не выполнил, что остался у тренера один, мне бороться не с кем было. Сейчас у нас группы по 20 человек. Отсюда и хороший результат. А учитывая тот факт, что клубов, где дети занимаются этими видами спорта, много, можно смело говорить, что борьба востребована.
Кроме того, популяризации, особенно дзюдо, стало уделяться больше внимания. Это все-таки олимпийский вид спорта. После прорывной олимпиады в Лондоне в 2012 году, когда российские спортсмены-дзюдоисты завоевали много медалей, стали охотнее записываться в клубы.

— Педагогика и спорт. Насколько спорт формирует характер и дисциплинирует?

— Довольно сильно. Когда человек с детства занимаются, у него характер меняется. Хорошо, когда в спорт ребята приходят ещё из детского сада. Для них тренер как второй отец. Они привыкают, доверяют. Любая воспитательная работа «за партой», на мой взгляд, если не уступает, то идет наравне со спортом. Спорт воспитывает не только характер, но и любовь к Родине, ответственность. Конечно, всё зависит от наставника. Ведь тренер не только делом воспитывает, показывая приемы, но и словом. Важно, что он говорит, как это преподносит. Если тренер сам готов встать на защиту Родину, то и дети, кто у него занимаются, будут такими же.

— В твоем случае спорт повлиял на выбор профессии?

— Безусловно, повлиял. Я всю жизнь в спорте. Стоял перед выбором, куда пойти учиться: в Институт физической культуры и спорта или в военный учебный центр Пензенского государственного университета. Решил стать военным. Но и тренерскую работу не буду бросать, мне это близко.