Лица высшей школы: вызовы для наставников-202120.12.2021 16:13
В 2021 году в России впервые официально отметили День преподавателя высшей школы (19 ноября). Их призвание — передавать знания, открывать путь в науку, готовить профессионалов по разным специальностям и воспитывать новое поколение, которое сможет внести свой вклад в развитие страны. Мы попросили преподавателей Пензенского государственного университета ответить на три вопроса: 1. Кто стал для вас ориентиром как преподаватель? 2. Что является самым сложным для современного преподавателя? 3. В чём вы измеряете профессиональный успех? Своим мнением поделились завкафедрой «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков» Екатерина Алёшина, завкафедрой «Зоология и экология» Сергей Титов, директор Юридического института Виталий Гошуляк, завкафедрой «Информационно-измерительная техника и метрология» Екатерина Печерская, преподаватель кафедры «Уголовное право» Роман Пророченко, завкафедрой «Литература и методика преподавания литературы» Анна Тимакова, завкафедрой «Анатомия человека» Олег Калмин, директор Института экономики и управления Виктор Володин, завкафедрой «Гимнастика и спортивные игры» Дмитрий Нестеровский. Екатерина Алёшина, канд. ист. наук, доцент, завкафедрой «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков»: 1. Во время учёбы, работы, стажировок мне посчастливилось познакомиться со многими талантливыми педагогами, как в России, так и зарубежом. Училась и продолжаю учиться у каждого — в плане преподавания предмета, проведения научных исследований, работы со студентами. Но возвращаясь к моменту своего становления как учителя, преподавателя иностранных языков, всегда с теплом и душевным трепетом вспоминаю своих педагогов на специалитете факультета иностранных языков, преподавателей кафедры английского языка Татьяну Алексеевну Полукарову, Нину Ивановну Варламову, Аиду Леонидовну Чубарову, Евгению Павловну Быховец и, конечно, Наталию Александровну Аверьянову, с которой мы сегодня работаем в одном коллективе. Мои наставники не только открыли мне мир языка, но и научили терпению, ответственности, стойкости. 2. Современный мир предлагает нам множество вызовов, на которые преподаватель должен быть способен адекватно ответить. Это и меняющаяся геополитическая обстановка, и пандемия, и цифровизация. Сегодня преподавателю необходимы новые навыки работы в цифровой среде, знание психологических особенностей своих студентов, которые также живут в меняющемся мире, и, безусловно, современные знания в рамках своего предмета. 3. Считаю, что профессиональный успех преподавателя соотносим с успехом студентов, которых он обучает. Если научные достижения преподавателя находят отклик и применение в процессе формирования исследовательских компетенций студентов, это обусловливает его профессиональный успех. Сергей Титов, д-р биол. наук, профессор, декан ФФМЕН, завкафедрой «Зоология и экология»: 1. Преподаватель в высшей школе немного больше, чем просто преподаватель учебных дисциплин. На мой взгляд, оценка преподавателя глазами студента в большей степени происходит через ту научную дисциплину, которая им преподаётся. Через глубину знания, отношение к этой дисциплине и способы её представления преподаватель и получает личностную характеристику со стороны студентов. Поэтому чаще всего ориентирование в выборе профессии преподавателя вуза начинается с интереса к конкретной науке и увлечённому ею преподавателю. Для себя таким ориентиром я считаю своего научного учителя Виктора Порфирьевича Денисова, к.б.н., профессора, заведующего кафедрой зоологии Пензенского государственного педагогического института им. В. Г. Белинского. 2. Для современного преподавателя биологических учебных дисциплин самым сложным сегодня является способность успевать за развитием современной биологической науки. Двадцать первый век по праву называют веком биотехнологии. С бурным развитием способности человечества управлять биологическими процессами и перестраивать биологические системы связан стремительный рост глубины биологических знаний, которую сегодня становится всё трудней представлять в понятной для обучения форме в рамках академических дисциплин. Именно в решении этой проблемы, на мой взгляд, и проявляется высокий профессионализм, и даже искусство современного преподавателя биологии. 3. Профессиональный успех преподавателя высшей школы в зависимости от задач можно оценивать по разным критериям. Чаще всего это простые количественные показатели — высокая успеваемость и качество знаний, количество методических пособий, учебников и т. п. Но, как мне кажется, в большей степени профессиональный успех преподавателя, как «рыцаря» своей научной дисциплины, проявляется в числе увлечённых им студенческих умов и завоёванных сердец, в числе успешных учеников, продолжающих его научное и преподавательское дело. Виталий Гошуляк, д-р ист. наук, д-р юрид. наук, профессор, директор Юридического института: 1. Я достаточно длительное время работаю в высшей школе. Для меня Пензенский государственный университет — это уже четвёртый вуз. Первым был Одесский государственный университет, затем Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище, далее — Пензенский государственный педагогический университет и, наконец, ПГУ. При этом в каждом вузе у меня были преподаватели, на которых хотелось бы равняться. В Одесском университете это профессор Пётр Осипович Карышковский. Он знал все европейские языки, кроме венгерского. Мы ходили на его лекции как на праздник. В ПГПУ это доцент Варвара Митрофановна Кириллова. Она учила студентов самостоятельно мыслить. В ПГУ примером может служить Виктор Александрович Терёхин. У него как у бывшего председателя Пензенского областного суда очень высок практический уровень проводимых занятий. Другими словами, у каждого преподавателя есть свои сильные стороны, которые хотелось бы перенять. 2. Самым сложным для меня является подтягивание отстающих студентов до уровня передовиков. Здесь необходимо использовать весь методический арсенал и прежде всего заинтересовать студентов своим предметом. Это не так просто сделать. Приходится работать над собой, над повышением своего профессионального и интеллектуального уровня. Преподаватель должен обладать широким кругозором и быть энциклопедистом в своей сфере. Тогда у него всё получится и студенты будут учиться без двоек. 3. В том, где работают твои выпускники, чего они добились в своей профессиональной карьере, как продвигаются по служебной лестнице. Чем больше успехов у твоих выпускников, тем выше твой профессиональный успех. Екатерина Печерская, д-р техн. наук, доцент, завкафедрой «Информационно-измерительная техника и метрология»: 1. Ориентиром преподавателя для меня задолго до поступления в университет стали мои родители. Я росла в академической атмосфере. И затем в вузе мне очень повезло — все мои преподаватели и технических, и общеобразовательных, и гуманитарных дисциплин — все профессионалы своего дела, которым я очень благодарна. 2. Неотъемлемая особенность современного преподавателя — умение успевать качественно, на высоком уровне очень много сделать. Это и учебно-методические материалы, и научные исследования, и воспитательная работа со студентами. То есть современный преподаватель должен быть хорошим организатором и менеджером, чтобы эффективно спланировать рабочий процесс на высоком научно-техническом уровне. 3. Показателем любого успеха, наверное, выступает движение вперёд. Успех преподавателя — это не только его личные достижения (к ним относятся и научные результаты, получившие признание, отражённые в высокорейтинговых публикациях, внедрённые на практике). В вузе профессиональный успех измеряется ещё и успехом студентов, выпускников, которых мы научили, которых мы профессионально направили по жизни и нацелили на успех. То есть успех преподавателя — это и личный успех, и умение сделать успешными других — своих учеников. Роман Пророченко, преподаватель кафедры «Уголовное право»: 1. Ярко выраженных ориентиров не было, поскольку вся предыдущая работа была посвящена практике. Однако в бытность учёбы в Московском открытом социальном университете моим преподавателем по уголовному праву был (к сожалению, уже ушёл из жизни) к.ю.н. Геворкян Мартин Вараздатович, в прошлом полковник милиции, обладающий колоссальным опытом в преподаваемой дисциплине. Так вот, подача им материала, подкреплённая следственной и жизненной практикой, для меня в моей нынешней профессии является некоторым примером в преподавательской деятельности. 2. Сложностей всегда хватает, особенно в последнее время, однако самое сложное, по моему мнению, оставаться, как говорит молодёжь, «в теме». Юридическая наука не стоит на месте, изменения в законодательстве происходят постоянно, и за всем этим необходимо следить. Для студентов преподаватель должен знать всё или почти всё, а в некоторых случаях «быть отцом родным», как говорили у нас в армии в отношении некоторых командиров. Привить студентам интерес к учёбе, объяснить важность предмета изучения — это сложно, но к этому необходимо стремиться. 3. Наверное, его можно измерить — рейтингами, или показателями, или ещё чем. Однако уверен, что успех, как и признание твоего профессионализма, можно измерять в упоминаниях о тебе твоих бывших студентов, особенно если полученные ими знания пригодились в практической деятельности. Анна Тимакова, канд. филол. наук, доцент, завкафедрой «Литература и методика преподавания литературы»: 1. В студенческие годы ориентиром был для меня Иван Павлович Щеблыкин, впоследствии мой научный руководитель по кандидатской диссертации. Его увлечённость историей русской классической литературы и вместе с тем академичность манеры подачи материала очень запомнились. На старших курсах одним из моих преподавателей стала Галина Васильевна Пранцова, и я и сейчас учусь у неё умению всегда быть в ногу со временем, преподавательскому мастерству, требовательности к себе. 2. Мы живём в быстро меняющемся мире информационных технологий, и у молодых людей часто возникает искажённое представление о том, что стать успешным можно легко и быстро. Так действительно случается сейчас чаще, чем пятьдесят или даже двадцать лет назад. Но всё же в основе успеха в подавляющем большинстве случаев лежат знания, труд и постоянное профессиональное совершенствование. Выученного один раз на всю жизнь уже точно не хватит. Сложная задача современного преподавателя — привить студентам «профессиональное любопытство» и показать возможности информационных технологий как инструмента для профессионального роста. 3. Профессиональный успех педагога измеряется успехами его учеников. Готовность выпускников к вызовам времени, успешное решение ими профессиональных задач свидетельствуют не только о том, что они получили актуальные знания и уверенно ими владеют, но в первую очередь о том, что они умеют учиться и продолжают совершенствоваться в профессии. Олег Калмин, д-р мед. наук, профессор, завкафедрой «Анатомия человека»: 1. Мы продолжаем учиться педагогическому мастерству в течение всей своей трудовой деятельности. Встречаясь с коллегами на различных научных мероприятиях, на курсах повышения квалификации, стараемся перенять и внедрить у себя всё новое, интересное, полезное из их педагогического опыта. Во время обучения в вузе, в аспирантуре и во время уже педагогической деятельности я встречался со многими талантливыми преподавателями и учёными. Но в начале моего становления как преподавателя и учёного были проф. Сперанский Валентин Сергеевич и проф. Степанов Сергей Алексеевич. Их всегда отличали высокая культура общения, эрудированность, редкая интеллигентность, удивительная работоспособность и доброжелательность. Именно они всегда были и остаются для меня примером как люди и педагоги. Нельзя не вспомнить также проф. Николенко Владимира Николаевича, который ещё в институте привил мне любовь к анатомии и преподаванию и до сих пор является источником полезных советов и примером в науке и преподавании. 2. Современный мир очень динамично развивается, он очень изменчив и многообразен в своих проявлениях. Мы сталкиваемся с новыми методами научных исследований, новыми подходами в преподавании, которые постоянно усложняются. Также постоянно изменяются и студенты, которые уже значительно отличаются от тех, что были 15–20 лет назад. У современных студентов другая система взглядов, другой уровень образования и навыков, другие компетенции, другая психология. И задача педагога также всё время изменяться, адаптироваться к новым изменившимся условиям преподавания, приобретать новые знания, навыки и компетенции. Необходимо перестраивать образовательный процесс и перестраиваться самому в соответствии с изменившимися условиями и контингентом обучающихся. 3. Профессиональный успех преподавателя определяется успехами его учеников как в дальнейшей их практической деятельности, так и в науке. Мне в этом отношении, наверное, повезло. Двое моих учеников в науке уже стали заведующими кафедрами, многие бывшие студенты достигли значительных успехов в практической медицине и науке. И хотя я представитель теоретической фундаментальной медицины, но и мой преподавательский труд лёг в основу их дальнейших профессиональных успехов. Поэтому достижения учеников — это и есть, наверное, главный показатель профессионального успеха преподавателя. Его труд не пропал даром. Виктор Володин, д-р экон. наук, профессор, директор Института экономики и управления: 1. Мне посчастливилось два десятка лет назад участвовать в Москве в обсуждении проекта стратегии России до 2025 года. Отмечалось отставание России от Запада по производительности труда в 2–2,5 раза. Вносились предложения по росту производительности труда на этот показатель. Обоснование у большинства было такое, что Россия не должна отставать. Аргументации другой не было. 2. Нет более ценного подарка для преподавателя, когда в аудитории есть контакт со студентами. Для этого надо зажечь студента, побудить к знаниям, возможно, не только на лекции, но и на дискуссиях, круглых столах и так далее. 3. Результирующая деятельность любого преподавателя со студентом состоит в создании доверительных отношений. Очень важно, чтобы студент не почувствовал себя под давлением преподавателя, чтобы всегда был диалог на равных, а свои преимущества преподаватель использовал в предложениях по направлениям тем. И желательно, чтобы к желанной цели студент дошёл сам с одобрения преподавателя. Во взаимоотношениях с коллегами важно также чувствовать, чтобы у профессора было мнение, что его слушают и слышат. Но методично не уходить от решаемой задачи. Дмитрий Нестеровский, канд. пед. наук, профессор, завкафедрой «Гимнастика и спортивные игры»: 1. Засл. работник физической культуры РФ Поляков В.А.; участник Великой Отечественной войны, доцент кафедры отечественной истории ПГПИ им. В. Г. Белинского Кухарчук Иван Филиппович. 2. Найти возможным совместить созидательную педагогическую, спортивно-тренировочную и научную деятельность с бесполезным трудом по бесконечному переделыванию документации, регламентирующей и сопровождающей учебный процесс. 3. Человеческими достоинствами и достижениями своих воспитанников. Записали Юлия Герасимова и Максим Битков, |