Ученые-лингвисты ПГУ изучают феномен советской детской прессы

10.12.2021 13:14

Популярные журналы «Пионер» и «Костер» стали предметом исследования ученых кафедры «Английский язык» Пензенского государственного университета под руководством заведующего кафедрой, д-ра филол. наук Татьяны Дубровской. Они утверждают, что функции детской периодики СССР 1970–1980-х гг. не сводились к развлекательной, решался целый ряд конструктивных задач: ребенку представлялась модель общества, членом которого он был.

Работа выполняется в преддверии 100-летнего юбилея со дня образования Советского Союза и будет представлять интерес для тех, кто изучает развитие прессы в контексте истории страны. 

Проект «Медиатизированная модель советского общества в детской периодике» получил поддержку РНФ (проект №22-28-00775). В центре его внимания вопрос, какая модель советского общества и гражданина создавалась в массмедиа. Авторов проекта интересуют характер этой медийной модели, а также журналистские способы ее создания. Ученые проводят исследование дискурсивных практик советского времени, в частности советской прессы для детей.

«Осмысление советского опыта медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой особенно актуально в связи с приближающимся юбилейным годом. 2022 год — год столетия создания СССР. Мы изучаем самые разные аспекты популярных детских журналов «Пионер» и «Костер»: принципы отбора контента и героев для публикаций, приуроченность материалов к памятным датам, семиотические способы отражения героического прошлого и трудовых будней страны, набор проблем обычного советского школьника, жанровые механизмы выстраивания диалога между редакцией и детьми, стилистические языковые особенности и даже характер иллюстраций», — рассказывает Татьяна Дубровская. — «Мы очень рады, что наше научное исследование получило поддержку РНФ. Это позволит нам не только провести полноценную работу, но и представить ее результаты научному сообществу и широкому кругу тех, кто интересуется историей массмедиа и историей СССР».

Т.В. Дубровская является специалистом в области дискурс-анализа, имеет большие наработки в области изучения языка массмедиа. Она руководила научными проектами РГНФ и РФФИ (проект РГНФ №14-14-58002 «Дискурсивное конструирование имиджа судебной власти в региональных средствах массовой информации (на примере Пензенской области)», проект РФФИ №15-34-14001 «Политический, юридический и массмедийный дискурс в аспекте конструирования межнациональных отношений Российской Федерации»), выступала в качестве приглашенного профессора с лекциями в университетах Европы. Лекции в Университете Бари им. Альдо Моро (Италия) были посвящены в том числе злободневной проблеме репрезентации антироссийских санкций в СМИ.

«СМИ в значительной мере определяют картину мира и, безусловно, представляют важный объект исследования в рамках разных дисциплин как с точки зрения современности, так и в исторической перспективе», — отметила Татьяна Дубровская.

Напомним, что 2021 год в России объявлен Годом науки и технологий.