24 мая состоялась Международная онлайн-конференция «Женщины-лидеры цифровой трансформации: образование, бизнес, промышленность». В течение нескольких часов десятки спикеров обсуждали самые актуальные вопросы цифровизации и автоматизации в различных отраслях экономики. Пензенский государственный университет поддержал конференцию. Участие в мероприятии было обеспечено начальником Управления международных связей ИМС ПГУ Ольгой Мещеряковой.
Мероприятие состоялось в рамках реализации проекта «Экспертное сообщество женщин-лидеров цифровой трансформации» команды «Женщины — лидеры в IT» — слушательниц образовательной программы «Женщина-лидер», которая реализуется Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации.
Проект «Экспертное сообщество женщин-лидеров цифровой трансформации» реализуется в соответствии с задачами федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика» и программы «Приоритет-2030».
Директор Центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив Вера Адаева задала тренд, отметив, что женские качества — гибкость мышления, восприимчивость к изменениям — востребованы при цифровой трансформации. Поэтому в России и за рубежом растет число специалистов-женщин, которые занимаются цифровой трансформацией.
По словам Екатерины Ижмулкиной, врио ректора Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии, любая трансформация, в том числе цифровая, может осуществляться только тем лидером, который имеет компетенцию в этой отрасли и ее демонстрирует.
О важности системы наставничества рассказала Татьяна Торопова, проректор по развитию образовательных программ и цифровой трансформации Ростовского государственного экономического университета. «Нам нужны не просто таланты, а цифровые звездочки, цифровые чемпионы, которые не просто сядут и прочитают, но и проведут эксперимент», — сказала она.
Алена Смыслова, проректор по цифровой трансформации Череповецкого государственного университета, рассказала о тесном сотрудничестве с промышленными предприятиями: «У нас город индустриальный, много промышленных гигантов, а также достаточно сильный IT-кластер. Такое окружение сказывается на работе университета: мы всегда реагировали на запросы предприятий, согласовывали образовательные модули, программы практик».
Солидарность с Аленой Смысловой выразила Мария Карелина, проректор по учебной работе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. «Выпускникам необходимы надпрофессиональные компетенции, которые расширяют возможности человека на рынке труда», — сказала она. По словам проректора, в МАДИ реализуется много программ дополнительного профобразования, например, «Цифровая логистика», которая пользуется успехом и за рубежом.
Ирина Ильина, директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, рассказала об исследовательской работе, которую ведет коллектив РИЭПП. К ней относится анализ системы организации и управления наукой в разных разрезах и на различных уровнях (ученый, организация, регион, страна и мир). «Владея такой информацией, мы можем видеть место своей организации в регионе среди партнеров, которые занимаются теми же направлениями. Понимание своего места дает возможность формировать и корректировать успешную стратегию своей деятельности», — отметила она.
О разработанной модели цифрового университета рассказала Виола Ларионова, заместитель проректора по образовательным технологиям Уральского федерального университета. Новшеством модели стала индивидуализация образовательной программы для студентов — теперь они могут сами выбрать уровень освоения программы, преподавателя, технологии и даже содержание программы. Это потребовало внедрения цифровой платформы, составления индивидуальных расписаний. «У нас есть и традиционные курсы, мы берем все лучшее из них и обогащаем их онлайн-курсами, берем сторонние курсы и платформы. Тем не менее, существует ядро образовательной программы, которое дает универсальность. Но не значит, что оно незыблемое: внутри ядра студенту предоставляется выбор, как при индивидуализации», — рассказала спикер.
На конференции выступили зарубежные коллеги. Доктор Джерри Мартин, Miami University Regionals, USA и Мария Катрога, International Relations Office Director, Polytechnic University of Tomar, Portugal поделились опытом работы в своих странах.
Екатерина Любимова, проректор, директор Центра сетевых программ и цифрового контента АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035», отметила важность обучения женщин, появления у них новых компетенций, что является ключевым моментом в прорывных технологиях. Уже разработано и предлагается несколько решений на платформе Университета-2035, где каждый может зарегистрироваться и бесплатно найти для себя путь развития.
В рамках второго трека конференции выступили представители крупных корпораций. Они рассказали о том, как у них строится работа по цифровизации и внедрению новых технологий.
Для развития специфических профессиональных компетенций в крупных корпорациях созданы и создаются Корпоративные университеты, при этом компании активно поддерживают взаимодействие с вузами по студенческим трекам, а также в рамках дополнительных программ образования и переподготовки.
На третьем треке выступили представители малого и среднего бизнеса, которые сейчас остро нуждаются во внедрении цифровых технологий, чтобы оставаться конкурентоспособными.
Спикеры конференции поддержали мысль, что ключевой компетенцией XXI века является умение кооперироваться — потому что все уникальные проекты могут быть выполнены только совместными усилиями разных сообществ. Лишь в коммуникации с новыми заинтересованными сторонами может родиться новый продукт.
«Надо отметить, что затронутые вопросы были очень актуальны и касались достаточно широкого спектра деятельности. Надеемся, что некоторые из предложенных и озвученных коллегами вариантов решения различных задач мы сможем применить и в Пензенском государственном университете», — прокомментировала Ольга Мещерякова.