Никита Реута: в науке нет границ

13.04.2021 15:37

230 лет назад, в 1791 году, Джон Барбер изобрёл газовую турбину. Как оказалось, это были первые шаги на пути создания двигателя внутреннего сгорания, без которого невозможно представить современное ракетостроение. Конечно, тогда он не думал, что его изобретение приблизит людей к полётам в космос. Многие разработки, предназначенные для «земли», однажды устремляются к звёздам. Вот и стенд для выявления поломок в двигателе автомобиля — техническая задумка аспиранта кафедры КиПРА Никиты Реута — может быть однажды применён в аэрокосмической сфере.

— Никита, совсем скоро наша страна будет отмечать День космонавтики. Эта дата особая, юбилейная: 60 лет прошло с момента первого полёта в космос Юрия Гагарина и 50 лет с момента полёта нашего земляка Виктора Пацаева. Тебе самому никогда не хотелось отправиться бороздить просторы Вселенной?

— Стать космонавтом мне не хотелось никогда, но ради разгадки тайн Вселенной я занялся наукой. Любая другая сфера деятельности имеет ограничения, а в науке нет границ. Всегда будут появляться неизученные темы, нерешённые проблемы, это поле неограниченных возможностей. Но если говорить о звёздах, я часто летом выезжаю за город с телескопом, смотрю на звёзды и думаю о том, какие они, что за ними скрыто. Ведь каждая звезда для кого-то сродни нашему Солнцу.

— Ты с детства мечтал стать учёным?

— Если говорить начистоту, я мечтал стать военным. В школе активно изучал точные науки, особенно алгебру и геометрию, занимался спортом, чтобы примерить погоны. Но в одиннадцатом классе мне сказали, что я не пройду на военную службу по состоянию здоровья. Я очень сильно расстроился, стал выбирать экзамены для поступления в ПГУ. За пару месяцев до выпуска стало известно, что со здоровьем у меня всё хорошо, но менять выбранные учебные дисциплины уже было нельзя. Так я оказался в политехе. Проучившись года два, я понял, что всё что ни делается — к лучшему. Я поступил на кафедру «Конструирование и производство радиоаппаратуры», где работают неравнодушные преподаватели, которые поддерживают интерес студентов к науке, развивают мышление. Я понял, что оказался в нужном месте.

— В конце 2020 года ты выиграл научный грант РФФИ на солидную сумму в 1 млн 200 тысяч рублей. Расскажи об исследовании.

— Разработка, которую мы сейчас ведём, заключается в создании информационно-измерительной системы для контроля технического состояния движущихся механизмов на основе анализа размытия изображения тестового объекта круглой формы. Звучит довольно сложно, постараюсь объяснить принцип её работы. В любом механизме происходят вибрации, они могут быть незаметны глазу и уху, особенно на первых этапах выхода из строя. Разработка нацелена на то, чтобы как можно раньше увидеть эти деградационные процессы и устранить поломку. На элемент двигателя, например на подшипник, или в целом на двигатель наносится круглая тёмная контрастная метка, напротив неё ставится камера и подключается к компьютеру. Во время работы начинаются вибрации, которые отслеживаются и затем обрабатываются с помощью оригинального программного обеспечения. Данные поступают на жёсткий диск, переводятся в математический вид. На основе полученных данных строится читаемый график, который и даёт возможность понять состояние двигателя. Сейчас я занимаюсь вопросами калибровки камеры для точного считывания вибраций. Задание по гранту должно быть выполнено к концу сентября 2021 года.

— Если помечтать и заглянуть в будущее, можно ли предположить, что однажды это изобретение может быть использовано в космической сфере?

— Хотелось бы увидеть наше изобретение на борту космического корабля. Для этого нужно серьёзно подойти к выбору материалов для изготовления элементов, подумать об изменении размеров, решить вопрос о считывании вибраций, потому что при выходе на орбиту весь космический аппарат испытывает колоссальные вибрации. Есть над чем подумать и какие вопросы решить для этого. Но нет ничего невозможного.

— Это не первое твоё исследование?

— Первый проект я писал на тему робота-инспектора. В нём нет ничего сложного: это радиоуправляемая машинка, которая имеет на своём корпусе несколько камер и манипуляторы. Такое устройство может быть полезно для таможенных служб или для железнодорожников. Я искал уже существующие приборы, находил робота-пожарного, робота-сапёра, а инспектора не было. А ведь его изобретение — это снижение риска для специалистов при осмотре днища автомобиля или железнодорожного состава. С этой разработкой я выступал на конкурсе «УМНИК», про неё же написал несколько статей. Во время обучения в магистратуре я ушёл в измерительное направление. Тогда я хотел создать инженерные перчатки, которые соединены между собой по bluetooth. Что-то наподобие умных наручных часов, но с экраном побольше. С таким гаджетом рабочим на заводе не пришлось бы ходить из угла в угол, искать измерительные инструменты. Они бы всё делали с помощью этих перчаток: например, левой рукой ставишь точку отсчёта, правой — отмеряешь нужное расстояние.

— Все исследования, о которых мы сегодня говорим, носят практический характер. Тебе интересна больше прикладная наука?

— Мне важно видеть практический результат моей работы. Приятно, конечно, рассчитать всё в теории, но когда ты видишь осязаемый предмет, идея которого родилась в твоей голове, это непередаваемые чувства. Мне всегда хотелось найти такое дело в жизни, которое приносило бы пользу и благодаря которому я мог бы постоянно учиться. Мне всегда интересно узнавать что-то новое. Я с удовольствием смотрю программы про космос на телеканалах Discovery и National Geographic. «Незнайка на Луне» — одна из моих любимых книг, потому что она посвящена герою, который ничего не знал, но ему хотелось бы всё узнать.

— Кто из педагогов, школьных, университетских, оказал на тебя и на развитие твоего научного потенциала особое влияние?

— Я благодарен учителю математики школы №4 г. Каменки Нине Петровне Мартыновой. Она была на уроках очень строгой, требовательной. Помню, как на геометрии она заставляла весь класс учить наизусть теорему о равносторонних треугольниках. Нина Петровна всегда говорила, что математика — это гимнастика для ума. Мне повезло с преподавателями в университете. Сейчас у меня, по сути, два научных руководителя, которые помогают мне вести исследования. Это заведующий кафедрой КиПРА Николай Кондратьевич Юрков и заместитель зав. кафедрой Игорь Иванович Кочегаров. Вместе с ними мы идём к решению задач. Они поддерживают мой интерес к науке. Иногда бывает так, что во время написания статьи возникает какой-то вопрос или, например, я не знаю, как её закончить, тогда я обращаюсь к ним и всегда нахожу отклик, получаю помощь. Я вижу, что моя научная работа востребована. На кафедре у меня есть возможность развиваться в том направлении, которое мне близко.

— Что у тебя на первом плане в перспективе: научная деятельность или преподавание?

— Мне хотелось бы после защиты кандидатской диссертации остаться на кафедре преподавать, делиться знаниями со студентами. Здесь востребованы свежие и молодые умы. Если сравнить преподавательскую три года назад и сейчас, мы увидим, что ребят стало больше. Это ещё раз доказывает, что наука многим интересна! Мне сейчас 26 лет, поэтому язык не поворачивается сказать про передачу опыта подрастающему поколению (смеётся). При этом хотелось бы не забрасывать и научную деятельность.

Когда я учился в школе, мне хотелось научиться танцевать, но танцевальных кружков в Каменке особо-то не было, поэтому я учился этому сам. И на дискотеках, естественно, показывал свои танцевальные достижения. Ко мне подходили ребята и просили научить их тоже. И я учил, у них со временем получалось. Они говорили, что я доступно объясняю. Тогда я понял, что преподавание — это здорово.

При этом замечу, что бросать научные исследования не хотелось бы. Сейчас я увлечён своей разработкой. Она в центре внимания моей кандидатской диссертации. В будущем её можно и нужно будет улучшать,  так как на практике могут всплыть новые проблемы, с которыми необходимо работать, а значит, границы возможностей снова будут расширяться. Сложно отказаться от того, что не имеет предела и никогда не сможет тебя сковать.

— Есть у тебя ещё какая-то нереализованная мечта?

— Я мечтаю отучиться на электрика. У меня всегда были проблемы с электричеством, особенно в курсе физики. И я подумал, что лучший способ их решить — получить специальное образование.

Напомним, что 2021 год объявлен в России Годом науки и технологий.

Беседовала Кристина ЗЛЫДНЕВА,
«Университетская газета», № 3 (1767) от 8 апреля 2021 года