Разработки для жизни: как реализуется проектная деятельность в вузах

31.07.2020 10:36

Собрать тренажер для реабилитации мышц после инсульта, определить психологическое состояние первокурсника, организовать мероприятие с нуля и создать антибактериальные пленки — эти и многие другие проекты разрабатывают студенты российских университетов в рамках проектной деятельности. Об этом — в материале Минобрнауки России.

Сегодня формат традиционных лекций и семинаров в вузах «разбавляется» проектной работой, направленной на получение практического опыта. Для каждой специальности — свой проект или исследование. Задачи поступают от вуза, компаний-партнеров, либо «вырастают» из идей самих студентов. Участие в проектной деятельности поможет получить навыки командной работы и публичных выступлений, развить лидерские качества, пополнить портфолио и наладить взаимодействие с будущими работодателями.

Во многих университетах проектную деятельность выделяют как отдельную дисциплину, а с 2021 года студенты 40 российских вузов смогут защитить выпускную квалификационную работу как в виде академической работы, так и новым способом — в виде стартапа.

В Пензенском государственном университете с 2017 года работает Центр проектного творчества. Среди проектов, которые уже получили признание горожан: мобильное приложение «Историческая Пенза», сервис PrintBox для печати документов без участия оператора с помощью чат-бота ВКонтакте, веб-сайт Детского технопарка Пензенской области «Кванториум НЭЛ» и другие.

Студент ПГУ Кирилл Балаев применяет VR- технологии для обучения выживанию в лесу. Как подать сигнал, если ты заблудился, развести костер, найти воду, сохранить тепло — всему этому можно научить человека при помощи приложений для шлема виртуальной реальности. Полезные навыки можно отработать даже дома.

«Идея проекта возникла после прочтения одной научной статьи, где говорилось, что студентам, обучающимся на военных кафедрах, необходимо преподавать науку выживания в экстремальных условиях, что это важно для них по долгу службы. Актуальность этого проекта связана также с большим количеством людей, пропадающих в лесах. Я надеюсь, что проект получит известность и будет доступен, в том числе и в программе школьного курса. Тогда школьники смогут обучаться необходимым навыкам подачи сигналов, разведения огня в лесу, нахождения воды», — отмечает разработчик.

Кирилл стал победителем программы «УМНИК-VR» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика РФ».