Вирус страха: взгляд психологов

15.06.2020 16:36

Ученые ПГУ в сотрудничестве с коллегами из других вузов России, Беларуси и Израиля провели исследование страха в связи с пандемией коронавируса нового типа. В международном журнале International Journal of Mental Health and Addiction (Международный журнал психического здоровья и зависимости) опубликованы две научные статьи. Заведующий кафедрой «Общая психология», д-р психол. наук, профессор Всеволод Константинов поделился подробностями исследования.

УСЛОВИЯ

2020 год привнес в нашу жизнь новую коронавирусную инфекцию, которая наряду с угрозой физическому здоровью оказывает серьезное влияние на психологическое состояние населения в странах с высоким уровнем распространения инфекции. Как известно, пролонгированный страх может усилить ущерб от самой болезни. Появление COVID-19 и интенсивное распространение вируса по всему миру усилили опасения людей и, самое печальное, в ряде случаев привели к стигматизации больных, которые подвергались преследованиям, испытывая психологический прессинг извне. Люди, испытывающие сильную тревогу и страх, к сожалению, утрачивают способность критически мыслить, рационально реагировать на получаемую информацию. В этой связи, имея четкие представления от том, какие эмоции испытывает человек, насколько сильно он боится COVID-19, психологи могут разработать соответствующие коррекционные программы, направленные на минимизацию страха и тревоги. Так, в конце января — начале февраля 2020 года появились первые результаты исследований китайских коллег-психологов, а уже в марте была представлена валидизированная методика — Шкала страха COVID-19 (FCV-19S (Ahorsu et al. 2020)), ставшая результатом коллаборации исследователей из Гонконга, Ирана, Великобритании и Швеции. Именно оценка перспектив использования данной методики, ее апробации и валидизации в нашей стране и определила контуры совместной работы коллектива исследователей из Пензенского государственного университета, Московского психолого-педагогического университета, Белорусского государственного медицинского университета и Университета Бен-Гуриона (Израиль). Нами было установлено, что FCV-19S является хорошим психометрическим инструментом, который можно использовать для диагностики страхов, связанных с COVID-19.

Шкала включает в себя семь утверждений («Больше всего я боюсь заразиться коронавирусом-19», «Мне неприятно думать о коронавирусе-19», «Мои руки потеют, когда я думаю о коронавирусе-19», «Я боюсь умереть от коронавируса-19», «При просмотре новостей и историй о коронавирусе-19 в социальных сетях я испытываю волнение и беспокойство», «Я не могу спать из-за страха перед коронавирусом-19», «Мое сердце бьется чаще, когда я думаю о том, что могу заразиться коронавирусом-19»). Каждое утверждение оценивалось на предмет согласия по 5-балльной шкале Лайкерта от «полностью не согласен» (1) до «полностью согласен» (5). Затем подсчитывалась общая сумма баллов. Сумма баллов от 7 до 14 — низкий уровень, от 15 до 18 — средний уровень и от 19 до 35 — высокий уровень страха.

ФАКТОРЫ

На начало июня более 450 тысяч россиян и более 46 тысяч граждан Белоруссии были инфицированы. Выбор России и Беларуси в качестве базы исследования сам по себе очень интересен, так как данные государства стали использовать разные стратегии в противостоянии новой коронавирусной инфекции. Кроме того, отмечу, что Россию и Белоруссию связывают многочисленные культурные, социальноэкономические связи. Как мы знаем, наша страна, так же как и большинство европейских стран, пошла по пути внедрения мер, направленных на самоизоляцию граждан (ограничение передвижения, введение социального дистанцирования, масочный режим, запрет на проведение общественных мероприятий и т.д.). В то же время в Белоруссии не были инициированы карантинные мероприятия, не вводились соответствующие ограничения, работали предприятия, учебные заведения, кинотеатры и т.д. Было интересно исследовать потенциальные различия в реакциях жителей.

Психологи во всем мире активно собирают эмпирические данные о влиянии коронавируса на психоэмоциональное состояние человека. Уже известно, что коронавирус может детерминировать состояния депрессии, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и даже самоубийства; вызывать замешательство и растерянность, гнев и агрессию, страх и стигматизацию, стресс и апатию в ситуации неопределенности. Нам известно, что зачастую на фоне переживания вышеперечисленных состояний в популяции может возрастать потребление психоактивных веществ, табака, алкоголя. В этой связи одной из наших рабочих гипотез стало предположение, что страх, стресс, тревога могут быть связаны с употреблением психоактивных веществ в ситуации коронавируса среди российских и белорусских студентов университетов.

ВЫВОДЫ

В опросе приняли участие 939 участников: 715 респондентов из России и 224 — из Беларуси. Характеризуя структуры выборочной совокупности, отмечу, что большинство респондентов — представительницы прекрасного пола — 80,8% и 19,2% — мужчины. Средний возраст испытуемых составил 21,8 года. Нами было установлено, что у испытуемых женщин значительно более высокий уровень страха перед COVID-19, чем у мужчин. Считающие себя религиозными студенты демонстрируют более высокий уровень страха, в сравнении с нерилигиозными студентами. 58,2% респондентов указали на употребление алкоголя на фоне самоизоляции, по крайней мере один раз в течение месяца. Кроме того, испытуемые, сообщившие об употреблении психоактивных веществ, связали их употребление с COVID-19. Респонденты, которые сообщили о повышенном употреблении табака и алкоголя, испытывали больше страха перед новой коронавирусной инфекцией. Кроме того, респонденты, которые сообщили об увеличении потребления алкоголя, по сравнению с теми, кто этого не делал, имели более высокий уровень депрессии, истощения, одиночества и гнева. Так, в частности, оказалось, что российские студенты в сравнении с белорусскими склонны в большей степени делиться своими переживаниями и более откровенно говорить о том, что они испытывают депрессию, истощение, тревожность и гнев из-за COVID-19.

У каждого человека свои возможности психики, свои неповторимые личностные характеристики и социальное окружение, свои ценности и установки. Каждый человек, оказавшись в новой для него ситуации, ищет и находит свой путь приспособления и принятия нового. Студенты, приняв этот вызов, смогли принять ситуацию перехода на дистанционную форму обучения. В этой связи в качестве примера приведу один яркий пример: в феврале 2020 года в рамках реализации проекта академической мобильности в ПГУ приехали две студентки из Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова — Айжан Сармурзина и Анастасия Удовиченко. И уже с 16 марта 2020 года вместе с остальными студентами университета представительницы Казахстана перешли на дистанционный режим освоения образовательной программы и продолжили свое обучение, посещая учебные занятия онлайн. До 29 мая 2020 года Айжан и Анастасия, находясь в новой социокультурной среде вдали от своих семей, друзей, будучи в самоизоляции, испытывая серьезные ограничения, мобилизовав свои ресурсы, с честью выполнили свою миссию. Уверен, что все мои коллеги с надеждой и оптимизмом ждут изменения эпидемиологической ситуации. В этом смысле результаты психологических исследований личности и группы в условиях коронакризиса наверняка станут фундаментом для разработки социально-психологического инструментария, направленного на минимизацию личностных дисфункций (страхов, тревоги, стресса) и максимизацию ответственности за свое поведение и здоровье.

В коллектив исследователей, кроме Всеволода Константинова, вошли доктор А. Резник (Университет Бен-Гуриона в Негеве, Израиль) и профессор В. Гриценко (МГППУ, Москва), которые мобилизовали всю команду исследователей из России, Израиля (доктор Ричард Израйловиц) и Белоруссии (Наталья Хоменко и Oлег Скугаревский). Александр Резник поделился своим мнением о результатах исследования:

— Одним из наиболее актуальных направлений проводимых в последние месяцы исследований с участием Израиля, России и Беларуси стало изучение психосоциальных последствий пандемии COVID-19. Типичной и нормальной реакцией на пандемию является страх. Изучение такого страха среди студентов университетов в Израиле, России и Беларуси было одной из задач проведенного исследования. Не менее важной задачей является анализ психосоциальных последствий пандемии, таких как рост употребления алкоголя и наркотиков, а также ухудшение психоэмоционального состояния в виде депрессии, упадка сил, чувства одиночества, повышенной нервозности и вспышек гнева. Нами был выявлен ряд факторов, влияющих на тяжесть таких последствий. В частности, сравнивая ситуацию среди российских и белорусских студентов, было установлено, что ведущим фактором, отягощающим нежелательные психосоциальные последствия пандемии, является длительный карантин/самоизоляция. Как известно, Беларусь, в отличие от России, пошла в этом вопросе иным путем и, хотя уровень страха перед COVID-19 в обеих странах был практически одинаков, белорусские студенты выглядели на фоне российских более благополучными с точки зрения своего психоэмоционального состояния и употребления психоактивных веществ. Данный вывод может помочь более дифференцированно подходить к возможным будущим карантинным мерам и организации обучения в университетах в период пандемии. Учитывая возможный волнообразный характер пандемии, наши исследования в первую очередь сосредоточены на студентах-медиках, психологах и социальных работниках, которые после окончания университета окажутся на переднем крае борьбы с пандемией и ее психосоциальными последствиями.

Максим Битков. «Университетская газета». — № 5 (1760). — 11 июня 2020 г.