Выпускники ПГУ. О. В. Ягов: «Не разменивайтесь по мелочам»

22.05.2020 15:08

Доктор исторических наук Олег Васильевич Ягов — выпускник Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ. Он 10 лет возглавлял историко-филологический факультет родного университета, а сейчас занимает должность зампреда правительства Пензенской области.

— Олег Васильевич, как вы выбирали специальность, когда поступали учиться в Пензенский государственный педагогический институт им. В. Г. Белинского?

— В мое время обучение в школе было 10-летним. И вплоть до 9-го класса у меня была сложная ситуация, так как я никак не мог определиться, по какому пути в выборе будущей профессии дальше двигаться. Любимым моим предметом была история, но в не меньшей степени мне были интересны спорт и музыка.
Я занимался различными видами спорта во многих секциях (волейбол, настольный теннис, легкая атлетика, стрельба, пожарно-прикладной спорт) и поэтому как вариант рассматривал поступление на факультет физической культуры. Еще в начальной школе я познакомился с прекрасным человеком и педагогом Ниной Владимировной Родниковой, которая пригласила меня в оркестр народных инструментов. Начинал свою «карьеру» в оркестре игрой на бубне, потом доверили домру. И в один прекрасный день Нина Владимировна сказала, что если я хочу развиваться, то необходимо идти учиться. В итоге я оказался самым возрастным учащимся детской музыкальной школы и в 6-м классе (когда многие дети уже заканчивали ДМШ) начал обучение по классу «Народные инструменты» (домра, баян). Музыка мне была интересна, я продолжал играть в оркестре народных инструментов и не исключал возможность поступления после окончания школы в Тамбовский институт культуры.

Но выбор моей будущей профессии в конечном итоге определил учитель истории Сергей Петрович Волчков, который очень тонко и последовательно начал привлекать меня к участию в научно-практических конференциях, районных, а затем и в областных олимпиадах по истории. Самым ярким впечатлением стала трехдневная областная олимпиада. Мы жили в интернате, я познакомился со многими ребятами, которые поразили меня знанием истории. И вернувшись домой, окончательно понял, что буду готовиться к поступлению только на исторический факультет. И в дальнейшем я ни разу не усомнился в сделанном выборе, а музыка и спорт остались со мной как хобби. В вузе продолжил заниматься волейболом и стрельбой, а также на протяжении всего периода обучения играл на домре в оркестре народных инструментов.

— Чем запомнилась студенческая жизнь?

— До сих пор не могу ответить сам себе на вопрос: «Когда я успевал учиться?» Вся моя студенческая жизнь — бесконечные общественные поручения. Четыре года я возглавлял комсомольское бюро исторического факультета и являлся членом комитета комсомола института. Вспоминаю, что мы до позднего вечера в комитете комсомола обсуждали различные вопросы студенческой жизни, готовили мероприятия. Самым проблематичным направлением в работе было идеологическое, а именно — необходимость проводить политинформации и обеспечивать явку на них студентов, а это уже был конец 1980-х годов, и данная форма работы явно выбивалась из новых тенденций, которые формировались в студенческой среде.

Запомнилось, что начиная с 1990 года, после демобилизации из армии и возвращения в институт (мы были последними студентами, которых призывали в армию после окончания 1-го курса), каждый год выезжал в составе сводного строительного отряда «Импульс» на два месяца в Хабаровский край. Все летние студенческие каникулы прошли там.

— И наверняка любили участвовать в культурно-массовых мероприятиях, таких как студвесна и КВН?

— Да, конечно. В студвеснах я участвовал каждый год. На факультете дополнительных педагогических профессий мы получали дополнительное образование. У меня до сих пор в металлической коробочке хранится «корочка» руководителя оркестра народных инструментов. Актерским мастерством я не блистал. Мне интереснее было заниматься организацией студвесен (сценарий, режиссура, декорации, подбор актеров, номеров и т.д.). И работать на пульте. Тогда, чтобы сделать музыкальные «подклады», я приезжал в библиотеку для детей и юношества на ул. Толстого, чтобы записать с пластинок на пленку шум прибоя, пение птиц, взрыв гранаты, отрывки из песен. И приходилось по 20 раз переписывать весь музыкальный ряд на катушку: малейшее изменение в сценарии, перестановка номера — и все заново — страшное дело. Сейчас, на мой взгляд, подготовить музыкальный ряд легче: все есть в Интернете. Но работа за пультом по-прежнему очень сложна и ответственна. И в двух номерах я всегда отыгрывал на сцене в составе оркестра. Студвесну было пройти — как войну! (Смеется.)

— Насколько серьезно вы подходили к учебному процессу?

— Синдром отличника присутствует всегда и везде, его уже не искоренишь. Школу окончил с медалью, музыкальную школу — с красным дипломом. И также с красным дипломом — истфак, и с красным же дипломом — юрфак.

Я старался ходить на занятия, но приходилось и пропускать, так как общественная работа занимала очень много времени. Кроме того, я жил в общежитии. Не знаю, как сейчас, но в мое время, когда жили в комнате по четыре человека, бесконечно ходили друг к другу в гости — готовиться к занятиям практически было невозможно. Поэтому перед началом каждой сессии я брал путевку на две недели в студенческий санаторий-профилакторий, там было тихо, жесткий пропускной режим, и таким образом удавалось подготовиться к экзаменам.

— Расскажите о своей научной деятельности.

— Мой научный руководитель — Николай Алексеевич Шарошкин, который сыграл огромную роль в моей жизни. Прекрасный, отзывчивый человек, ученый и педагог, он пытался приобщить меня к научной работе уже на втором курсе. Но тогда меня полностью захлестнула общественная работа, и я, к сожалению, только в аспирантуре понял, насколько интересно заниматься научными изысканиями. В эти три счастливых года было много командировок в архивы и библиотеки. Науку я полюбил за то, что можно увидеть результат своей работы и собраться с мыслями.

Летом 1997 года я защитил кандидатскую диссертацию и 1 сентября вернулся к преподавательской деятельности. Все было замечательно: я вел занятия, писал научные статьи, оставалось время и на отдых. Но это длилось недолго, уже в феврале 1998 года меня пригласил на беседу декан и сказал, что слишком довольный и счастливый я хожу на работу (смеется). Полгодика после аспирантуры отдохнул, пора поработать и на благо факультета. Так, после трехлетнего перерыва я вновь вернулся к административной работе и в течение последующих 10 лет работал заместителем декана исторического факультета и заместителем директора института истории и права. Но научную работу не забросил, продолжал писать статьи, два раза в год выезжал в научные командировки для работы в архивах, параллельно с преподавательской и административной работой продолжил обучение в докторантуре Самарского государственного университета.

— Поделитесь своим опытом работы (с 2007 по 2016 год) в должности декана факультета.

— Должен сказать, что прежде чем прийти на должность декана, нужно пройти все ступеньки, начиная со студенческой скамьи. Всегда говорил, что нужно присматриваться к тем, кто вырос на факультете и относится к нему как к семье.

Работа декана на самом деле очень сложна и многогранна: ты должен быть и хорошим преподавателем, и администратором, и ученым. Потому что в вузовской среде руководитель должен только личным примером завоевывать авторитет, много работать, вникать в проблемы, очень аккуратно и скрупулезно выстраивать отношения внутри коллектива преподавателей и студентов. Работать мне было очень интересно. На мой взгляд, мы работали одной командой, слушали друг друга, помогали друг другу, старались создавать комфортную, но при этом деловую обстановку. Я очень благодарен коллегам и студентам за эти годы совместной работы!

— А не появлялось у вас мыслей поехать «искать счастье» в столицу? И как вы относитесь к фразе «где родился — там и пригодился»?

— У самого подобного желания никогда не возникало, хотя не скрою, что несколько раз поступали предложения поработать в столице, но в конечном итоге я отказывался. Я живу в Пензе с 17 лет, я люблю этот город, людей, мне всегда нравилось то, чем я занимался и занимаюсь именно здесь. Но всегда сопереживал своим знакомым, коллегам, которые решались на такой шаг: поверьте, это очень непросто. Искренне рад, когда тот или иной человек действительно смог найти интересную работу. Если же говорить о молодежи, то, конечно, хотелось бы, чтобы молодые люди и девушки оставались на малой родине, поступали в наши вузы, у нас сформировавшиеся авторитетные научно-педагогические школы, сильный преподавательский состав.

Но для того чтобы молодежь оставалась в регионе, мы должны не только создавать хорошие условия во время учебы, но и обеспечивать последующее трудоустройство по выбранной специальности с достойной зарплатой.

— Как смотрите на то, что многие не работают по специальности, на которой обучались?

— Я счастливый человек, потому что в свое время сделал правильный выбор и не разочаровался в нем. Но так, к сожалению, бывает не всегда.
Неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда некоторые студенты уже ко 2-му курсу понимали, что выбрали специальность, которая им не по душе. Кто-то шел учиться на тот или иной факультет по совету родителей, или потому что друг сюда решил поступать, или потому что баллов не набрал на другую специальность и т.д. Более серьезной проблемой является фактор последующего трудоустройства: когда получил диплом по любимой профессии, но нет свободной вакансии. Иногда уровень зарплаты не позволяет работать по выбранному направлению, чтобы кормить семью. Так получилось с одним моим знакомым, он до сих пор жалеет, что ему пришлось по этой причине бросить аспирантуру.

— Вы получили второе высшее на юридическом…

— Да. В начале 2000-х на историческом факультете открылось направление «История и право», была создана новая кафедра. Меня пригласили вести ряд дисциплин, поэтому пришлось вновь сесть за парту в качестве студента юридического факультета. С большим удовольствием преподавал студентам дисциплину «Конституционное право России». Юридическое образование мне помогает в жизни.

— Уже почти четыре года прошло с того момента, как вы приняли предложение стать заместителем председателя правительства Пензенской области. Как нужно себя вести, когда появляется возможность сделать новый шаг в карьере на новом месте?

— Относиться к этому нужно очень серьезно, взвешенно и крайне ответственно. Я в этом отношении человек консервативный. Моя мама всю жизнь проработала в одной организации. В принципе, я пошел по ее стопам. Периодически кто-то куда-то пытался меня «выдернуть» из зоны комфорта, к которой я всегда относил высшую школу. Я всегда стойко «держал оборону». Приглашение на работу в правительство было для меня неожиданным. Решение принималось сложно, советовался с супругой, и она меня поддержала. Главной причиной принятия положительного решения стало то, что предложение поступило от губернатора Ивана Александровича Белозерцева. Я с ним познакомился в 2012 году, когда он возглавлял Пензенскую городскую думу и оперативно, по деловому вник в суть предлагаемого нами научно-просветительского проекта и помог его реализовать. В дальнейшем я с ним встречался еще по двум очень важным и сложным проектам, и вновь были быстро и конструктивно решены поднимаемые проблемы. Думаю, что эти факторы стали определяющими в желании поработать под началом человека, который действительно переживает за Пензенскую область и прикладывает немало сил, чтобы жизнь людей стала лучше.

Почти четыре года работы в правительстве Пензенской области пролетели как один день. Работа, конечно, сложная, но очень интересная. Все сложилось. Тем более что сферы деятельности мне абсолютно близки: образование, культура, архивное дело, охрана памятников…

— Бывает, что скучаете по факультету?

— Конечно, скучаю, особенно по общению со студентами. Это так же, как ностальгия по малой родине, по отчему дому. Но связь не теряю, созваниваюсь часто с коллегами, продолжаем решать очень много вопросов, реализуем совместные проекты. Со студентами и выпускниками переписываемся в соцсетях, я по-прежнему открыт для общения.

— Пишете научные работы?

— Да, пишу, но удается опубликовать лишь по одной-две статьи в год. Также у меня есть аспиранты, докторанты. Продолжаю курировать ряд проектов в качестве научного редактора.

— Как вам новое поколение молодежи? Многие его не понимают и не принимают.

— Мне кажется, что я очень хорошо понимаю современную молодежь, общаюсь с молодыми людьми на одном языке. Очень часто посещаю Дом молодежи, с огромным удовольствием участвую в работе круглых столов, дискуссионных площадок. И есть ощущение, что чем старше становлюсь, тем ближе к ней. И в наше время, и сейчас были и есть инициативные, активные, талантливые и отзывчивые ребята. Сегодняшняя молодежь более мобильная и, конечно, более рациональная, больше понимает, чего хочет в жизни. Я часто посещаю молодежные форумы, курирую в регионе проект «Россия — страна возможностей». Вижу, что ребята работают гораздо интенсивнее, чем мы в свое время, и более ответственны за свою судьбу.

Пожелал бы молодежи никогда не размениваться по мелочам. Четче ставьте перед собой цель, будьте трудолюбивыми и стремитесь постоянно получать новые знания. И будьте более общительными. Интернет-зависимость и потеря связи с реальностью — большая проблема сегодняшнего дня. Меньше проводите времени в соцсетях, больше общайтесь друг с другом в реальной жизни!

Беседовал Максим Битков, фото с сайта pnzreg.ru

Интервью было опубликовано в «Университетской газете», № 3-4 (1758–1759) от 7 мая 2020