«Испытание цифрой» вузов-участников НОЦ «Инженерия будущего»22.04.2020 10:59
На канале GO Online Университет 20.35 состоялся онлайн-семинар по теме: «Испытания «цифрой»: как проводить аттестацию по итогам учебного года — 2020?». Ректоры вузов-участников НОЦ «Инженерия будущего» с ведущими федеральными экспертами в области образования обсудили актуальные вопросы о том, как организовать и провести экзамены, а также итоговую аттестацию. К онлайн конференции подключились 4600 участников со всей России. Модератором мероприятия выступила — Ирина Белозерова, руководитель Лаборатории «Цифровой модератор» Университета 20.35. Федеральными экспертами семинара стали: Советник Министра науки и высшего образования Российской Федерации Екатерина Бабелюк отметила: «К счастью, нет нормативных ограничений на перевод аттестации в дистант, а значит вузы могут самостоятельно внести изменения в документы. При это важно уделить максимум внимания техническим деталям – итоги аттестации вносятся в диплом и влияют на выплату обучающим стипендии. Важно предусмотреть такие правила, которые не будут в будущем оспариваться учащимися. У нас в Министерстве есть обратная связь от вузов, которая говорит, что нет необходимости отменять экзамены в этом году. Хочу подчеркнуть, что сейчас мы проверяем не конкретные знания, а мышление. Значит нам не так важно - будет ли студент пользоваться шпаргалками. Новые условия — это очень удобный повод искать новые методики для проверки именно мышления». Опыт Пензенского государственного университета представил ректор Александр Гуляков. Кроме того от НОЦ «Инженерия будущего» в дискуссии приняли участие ректоры Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ), Тольяттинского государственного университета (ТГУ), Ульяновского государственного технического университета (УлГТУ), первый проректор Ульяновского государственного университета (УлГУ). Представители вузов-участников НОЦ и ведущие эксперты в области образования обсудили актуальные вопросы — как подписывать протоколы аттестаций, чем заменить практические испытания. Обсуждали также откажется ли образование в 21 веке от самой практики проведения экзаменов. Ректоры поделились своим опытом о том, как будут проходить экзамены в дистанционным режиме и через какие инструменты, делились проблемами. В ходе обсуждения стало понятно, что во всех вузах страны сейчас одинаковые сложности. Эксперты сообщили, что около трети вузов приняло решение об отмене аттестации в 2020 году. Трудности с переходом на дистант возникли в основном у тех вузов, которые решили использовать для онлайн-работы порталы собственного производства, при этом 64% студентов, которые обучаются удаленно оценивают работу вуза по выстраиванию коммуникации через интернет на отлично, и только 9% оценили её как плохую. Вопросы, которые волнуют вузы больше всего — это практические экзамены для творческих профессий или медиков. Безусловно, для большинства специальностей серьезных проблем не предвидится, если преподавательский состав готов к новшествам и сверхурочной работе по разработке и освоению новых принципов выстраивания учебного процесса. Научный руководитель экспертно-аналитического центра Научно-образовательная политика Евгений Сжёнов оценил: «Я признателен ректорам, которые откликнулись на наш призыв поучаствовать в вебинаре — это дружная команда вузов, входящих в консорциум НОЦ «Инженерия будущего». На коллегах лежит двойная ответственность: качественно учить студентов и строить науку будущего. И у них одинаково хорошо получается и то и другое. Что до общей ситуации в стране, то мы на связи с сотнями университетов и следим за информацией, которая поступает на горячую линию связи с Миноборнауки. Мы буквально вчера провели опрос «Готовы ли вы к проведению аттестации онлайн?» на который 57% вузов ответили положительно. Это большинство, хоть и не подавляющее. Смущает так же что 61 % опрошенных ответили, что не знают, как работает система прокторинга при проведении экзамена. Конечно, эти трудности объяснимы: для многих вузов это совершенно новый опыт, есть сложности с возрастными преподавателями, но с ними сейчас работают цифровые волонтеры, которые обучают их записывать онлайн курсы. Так что трудности есть, но они не критичны!». Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35 высказал позицию: «Самое главное для вуза — перенести в онлайн экзамены, которые изначально не спроектированы для проведения в дистанционном формате, которые традиционно проходили в аудиториях. Следует рассмотреть альтернативные решения. Можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, например, проектной деятельности или накопительного итога к концу семестра. Эти решения доступны. Университет 20.35 выступает за то, чтобы на том или ином курсе за счет накопления цифрового следа, информации, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение задач, какие были промежуточные результаты, можно было бы накопительным итогом поставить оценку за курс». Александр Гуляков, ректор Пензенского государственного университета, представил опыт вуза: «Мы предпочитаем две формы проведения итоговой аттестации. Первая — видеоконференция через Zoom или Skype при соблюдении полного контроля учащегося и используемых им материалов. Вторая — комбинированная, когда студент со своей дипломной работой присутствует в помещении, где выступает перед камерой, а изображение передается членам комиссии, которые находятся дистанционно».
|