Ректор ПГУ принял участие во Всероссийском совещании по проблемам подготовки кадров для ОПК в Ижевске24.10.2014 15:36
21-22 октября в Ижевском государственном техническом университете имени М.Т. Калашникова прошло совещание «Совершенствование системы подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса». В работе совещания приняли участие представители вузов России, 10 крупных промышленных предприятий ОПК. Пензенский государственный университет представляли ректор ПГУ А.Д. Гуляков и директор политехнического института ПГУ Д.В. Артамонов. Ректор – в интервью одному из технических изданий Ижевска: Александр Дмитриевич Гуляков, ректор Пензенского государственного университета: - Я впервые приехал в ИжГТУ имени М.Т. Калашникова на совещание по вопросу подготовки кадров для предприятий ОПК. Приятно видеть здесь много молодых людей, среди которых преподаватели, ученые и инженеры. Это значит, что у отрасли есть перспективы. Уверен, что обмен передовым опытом по организации учебного процесса при подготовке специалистов для предприятий ОПК будет полезен всем участникам совещания. Если говорить о системе подготовки современных кадров для предприятий ОПК, то я бы выделил несколько важных пунктов. Необходимо открывать базовые кафедры на предприятиях – это понятно всем, мне кажется. Всегда существовала проблема разрыва между практикой и теорией. Поэтому необходимо и очень важно приблизить подготовку специалистов к практической площадке. Это позволит сократить время адаптации будущего специалиста к своей профессии. Правда, тут появляются вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы законом. Например, состав преподавателей на таких кафедрах составлен из профессорско-преподавательского состава вуза и инженерных кадров предприятия. Кто будет выплачивать заработную плату и из каких статей расходов? Это только один пример. Еще появятся вопросы об аренде площадей на предприятии для базовой кафедры. Как будут решаться финансовые вопросы по аренде? Появляются и методические проблемы. Инженерные сотрудники – профессионалы своего дела, но они не преподаватели. Возникает потребность подготовки таких работников предприятий к преподавательской деятельности. Как и за счет каких средств будет осуществляться такая подготовка? Такие и им подобные вопросы надо решать законодательно. Второе: если нет возможности открыть базовую кафедру, то вузу необходимо вести системную работу по организации реальной производственной практики. Третье – это совместное проведение с предприятиями НИОКР. Университет сегодня не готов к серьезной прикладной науке, потому что основная масса преподавателей занята чтением лекций. Им некогда заниматься исследованиями. Вот в Финляндии, например, каждый профессор два дня в неделю ведет лекционные занятия со студентами, а три дня занимается наукой. В обязательном порядке. У нашего профессора зачастую нет времени не то что написать свою статью, а даже прочитать чужую. Поэтому необходимо создавать условия профессорско-преподавательскому составу для научных исследований. Должна появиться заинтересованность у предприятий ОПК в заказе таких научных разработок. Необходимо мотивировать предприятия вести научные исследования и опытно-конструкторские работы. Один из возможных механизмов: расходы по НИОКР должны браться не из статьи прибыли предприятия, а относиться к расходной части бюджета. Тогда эти исследования будут включаться в себестоимость производимой продукции и соответственно компенсироваться после реализации этой продукции. Можно принять законодательные решения, которые обяжут предприятия заниматься НИОКР, дать таким промышленникам налоговые послабления. |