«Образовательный марафон» в Центре гуманитарного образования ИФФ ПГУ

26.04.2014 16:28

В ПГУ на историко-филологическом факультете 23 апреля 2014 года прошёл «Образовательный марафон», организованный Центром гуманитарного образования и кафедрой «Журналистика». В организационный комитет мероприятия вошли руководители факультета и преподаватели кафедры (О.В. Ягов, О.В. Христолюбова, И.П. Щеблыкин, И.Ф. Шувалов, Т.В. Стрыгина, А.С. Жуков), главный редактор газеты «Пензенская правда» П.В. Шишкин, главный редактор газеты «Деловой» Н.И. Конашенкова.

В рамках «Образовательного марафона» работало несколько творческих площадок:

«Актуальные проблемы журналистики. Слово редактора» (встреча с редакторами пензенских СМИ);

«Редактор школьного издания» (занятие в рамках специального курса для редакторов школьных газет и руководителей пресс-центров образовательных учреждений);

«Журналистский Олимп» (олимпиада для учащихся 9 – 11 классов);

«Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка» (научно-исследовательская лаборатория).

«Учитесь мыслить, потом уже писать»
(«Актуальные проблемы журналистики. Слово редактора». Встреча с редакторами пензенских СМИ)

Светлая уютная отделанная под дерево аудитория, большое количество гостей и участников – и так некстати припекающее через окна весеннее солнце. В такой обстановке, «лицом к лицу», встретились школьники 9 – 11 классов, студенты специальности «Журналистика», учителя школ, преподаватели вуза, редакторы пензенских СМИ («Пензенская правда», «Молодой ленинец», «Пятый угол», ГТРК «Пенза»), чтобы выявить актуальные проблемы журналистики. Руководитель Центра гуманитарного образования Т. В. Стрыгина представила гостей. Марафон начался с приветствия всех присутствующих деканом факультета О. В. Яговым. Он предложил сделать образовательный марафон ежегодным, чтобы регулярно выявлять и решать появляющиеся в журналистике проблемы, привносить идеи по улучшению пензенских СМИ, повышать опыт студентов-журналистов и давать возможность школьникам понять, действительно ли они хотят связать свою жизнь с опасной, но интересной профессией «журналист». «Часто, когда устраиваются на работу после окончания университета, слышат: забудьте всё, чему вас учили. Так быть не должно. И образовательный марафон направлен на то, чтобы молодые специалисты приходили в редакцию максимально подготовленными как теоретически, так и практически. А без практиков (о гостях мероприятия) это невозможно», – завершил приветствие Олег Васильевич Ягов. К собравшимся также обратились с приветственным словом руководитель направления «Русский язык, литература и журналистика» О. В. Христолюбова, заведующий кафедрой «Журналистика» И. П. Щеблыкин.

Основную часть открыла студентка 3 курса направления «Журналистика» Виктория Костенко, рассказав о «проблемах журналистики сквозь призму истории». Все вспомнили, что М. В. Ломоносов первым увидел необходимость в этическом кодексе журналиста. Н. В. Гоголь считал, что печатное издание должно основываться на критике, которой в современности писатель и журналист не видел так же, как и направленности периодики. А. Н. Бестужев, говорил о том, что «у нас нет литературы», и полагал, что журналист должен писать о народе. В. Г. Белинский главным считал наличие направления в издании. Н. Г. Чернышевского волновало «бессмыслие мысли». А. П. Чехов утверждал, что журналист в первую очередь должен уважать себя и свою профессию.

Редактор газеты «Пензенская правда» Павел Вячеславович Шишкин согласился с классиками отечественной журналистики и критики. Но заявил, что, на его взгляд, все современные проблемы журналистики происходят от одной: «Ни у общества, ни у государства нет чёткого понимания того, что такое СМИ, журналисты, слово». То есть нет гармонии, из-за чего СМИ не выполняют свою основную функцию посредника между государством и обществом: «Они просто не понимают, кого надо обслуживать, чьи интересы отражать». И действительно, если СМИ отражают интересы общества, государство недовольно обилием развлекательной информации. Если отражают интересы государства, жалуется общество на пренебрежение его мнением и требует качественной информации. Появляется качественная периодика – оказывается, что общество не готово за нее платить. «Пресса изменится только тогда, когда журналистика и общество смогут договориться, – поделился Павел Шишкин. – Главное в газете – читатель, и поэтому журналист должен думать: интересно ли читателю то, что интересно журналисту? Надо услышать людей, помочь им решить проблемы. И тогда и общество поверит СМИ, и государство начнёт относиться с уважением», – закончил он.

Юлия Николаевна Измайлова, редактор газеты «Молодой ленинец», увидела современную проблему журналистики в техническом прогрессе. «Молодёжь сейчас черпает информацию в Интернете через электронные носители, – отметила журналистка, – поэтому читающая газеты аудитория, старшее поколение, не меняется, она статична». А отсюда, как показывает опыт, по цепочке вытекают и другие проблемы: сужение реальной и потенциальной аудитории, снижение продаж, увеличение рекламы, уменьшение журналистских текстов и т.п.

Редактор ГТРК «Пенза» Екатерина Миленькая затронула вечные проблемы: цензуру и этические вопросы. Пообщавшись с аудиторией, она согласилась, что сейчас свобода слова сводится к возможности выбора каналов информации. «Но цензура должна быть в головах, журналисты должны иметь своё мнение и учиться отстаивать его», – заявила Екатерина Миленькая. Говоря об этике, она обратила внимание на отсутствие братства журналистов: «Нет взаимовыручки, взаимоподдержки». На что коллеги по профессии утвердительно закивали.

Редактор газеты «Пятый угол» Галина Евгеньевна Зелинская, самый старший и опытный гость марафона, обратилась к аудитории: «Многие думают, что журналист – это так здорово: с человеком в кафе посидел, пообщался, перед телекамерой покрасовался, в микрофон наговорил много и ни о чем. Это не так! Журналисты – ремесленники. А журналистика – каждодневный труд». Но ведь проблема «розовых очков» – тоже проблема. И правильно Галина Евгеньевна подметила, что люди верят печатному слову, и поэтому надо стараться, чтобы это слово было достойно веры.

Конечно, проблем в журналистике много, все актуальные, и их надо решать. Вопрос о том, какие ошибки чаще всего делают студенты и школьники, приходя в редакцию, вызвал дискуссию. У гостей оказались разные приоритеты. Но потом сошлись на мнении, что важно начинать работать со студенческой скамьи, быть активным, уметь говорить громко, внятно, чётко и писать, писать, писать. «Учитесь мыслить вы, потом уже писать», – добавил в общую копилку совет заведующий кафедрой «Журналистика» Иван Павлович Щеблыкин.

Старшеклассники поделились впечатлениями от встречи с редакторами СМИ. Ученица 10 класса Татьяна Кочеткова призналась: «Теперь у меня есть сомнение, хочу ли я быть журналистом. Это, оказывается, не так легко, как кажется». Мадина Курбанова, ученица 9 класса, заметила: «Я поняла, что представляет собой журналистика. Это ремесло. Надо трудиться». Егор Федосов, ученик 9 класса, тоже отметил сложность профессии, но отступать не намерен: «Я определился с профессией и сегодня на шаг к ней приблизился».

«Редактор школьного издания»

Следующая творческая площадка «Образовательного марафона» – занятие в рамках специального курса для редакторов школьных газет и руководителей пресс-центров образовательных учреждений «Редактор школьного издания». Кандидат филологических наук, доцент кафедры «Журналистика» Александр Сергеевич Жуков беседовал с учителями школ о необходимости школьной периодики, рассказывал, как сделать школьную газету успешной и интересной.

Начали с вопроса: кому нужна школьная газета? Первым прозвучало – школьникам. Как платформа для определения с профессией. А. С. Жуков согласился, но дополнил учителей: «Газета нужна школьникам, в первую очередь для того, чтобы научиться выражать свои мысли, чтобы сломать или выйти за рамки заштампованного ЕГЭ-мышления». Газета нужна учителям: посмотреть на творчество учеников. «Вы можете использовать газету как площадку для поднятия и решения проблем. Например, тот же самый ЕГЭ: как лучше готовиться, что сдавать и т.д.», – отметил А. С. Жуков. Газета нужна директору. Здесь мнения сошлись: для престижа. И конечно, газета нужна родителям. Все хотят гордиться успехами своего ребёнка.

После этого затронули проблему хаотичности и непостоянности новостей на сайтах школ, материал не всегда соотносится с печатными носителями. «Сайты должны тесно контактировать со школьной газетой», – особо подчеркнул сотрудник кафедры журналистики.

Что касается непосредственно газеты, то первым делом А. С. Жуков посоветовал наладить строгую периодичность: «Это сложно, но необходимо». Все учителя согласились с этим, но пожаловались на всевозможные препятствия.

Структура редакции школьной газеты тоже важна. Никаких поблажек. Не смотря на определение «школьная», всё должно быть по-настоящему, как у больших: штат с журналистами, фотографом, дизайнером и т.д. «Необходимо оборудование: тот же самый фотоаппарат. Как-то надо уговорить директора потратиться, – продолжил разговор о сложном и необходимом доцент кафедры «Журналистика». – Не поставлено никак распространение. Надо назначить ответственного, чтобы он снабжал номерами библиотеку для чтения и для архива, учительскую, директора, приёмные и прочее». Речь шла о том, как и чем наполнять издания, какие методы использовать. Главное – сплотить вокруг редакции ребят, заинтересовать их, что для педагога не должно быть проблемой. Так в чём дело? Наверное, в 800 или 500 рублях, что за это платят, и о чём с такой горечью говорили учителя.

«Журналистский Олимп»
Олимпиада для учащихся 9 – 11 классов

Учебная аудитория заполнилась школьниками 9 – 11 классов, отважившимися проверить свои знания по журналистике. Желающих было много. Учащихся приветствовали руководитель направления «Русский язык, литература и журналистика» О. В. Христолюбова, доценты кафедры «Журналистика» Т. В. Стрыгина, Е. К. Рева, аспирант Г. С. Зуева.

Такое мероприятие проводится в области впервые. Олимпиада была поистине журналистской. Она включала в себя две части. Первая – тестовая, куда входили вопросы не только теоретические, по истории и теории журналистики, но и практические, на наблюдательность и осведомлённость о деятельности пензенских и федеральных СМИ. Например, какая из информационных телепрограмм не выходит на пензенских телеканалах: «События», «Наши новости», «Новости 24», «Вести»? Вторая часть – творческая. Ребята должны были проявить себя, показать знания, навыки, талант и чутьё на актуальные проблемы, написав эссе на одну из предложенных тем.

Пожелаем старшеклассникам удачи. И надеемся увидеть их студентами нашего историко-филологического факультета направления «Журналистика».

Использование информационно-коммуникационных технологий

в преподавании русского языка

О специфике работы лаборатории рассказала Т. В. Стрыгина, руководитель сообщества педагогов:

«Интерес педагогической общественности к новым информационным технологиям вызывает к жизни разнообразные формы совместной деятельности высших учебных заведений и школ разных типов. Одной из таких форм сотрудничества является работа научно-исследовательской лаборатории, объединяющей преподавателей высшего учебного заведения и школы.

В числе основных задач лаборатории «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка» (действует с 2007 года) – проведение прикладных и научных исследований в области компьютерной лингводидактики, создание учебно-методических пособий (в том числе электронных), обобщение и распространение методического опыта по использованию компьютерных программ по русскому языку. Традиционными стали мастер-классы участников лаборатории, например, учителей высшей категории И. А. Маркунас (МБОУ СОШ № 68), О. В. Каменевой (МБОУ СОШ № 30), О. В. Кавкаевой (МБОУ СОШ № 28), Т. В. Богдановой (МБОУ СОШ № 43), Е. В. Шабновой (МБОУ СОШ № 11) и других педагогов.

Важный и результативный этап работы лаборатории – участие педагогов в Международных, Всероссийских, региональных научно-практических конференциях; проведение экспериментальной работы по апробации электронных учебных пособий (Каменева О. В., МБОУ СОШ № 30; И. А. Маркунас, МБОУ СОШ № 68; О. В. Жарикова, лингвистическая гимназия № 6; О. В. Кавкаева, МБОУ СОШ № 28; Е. А. Анохина, МБОУ СОШ № 77; Л. Н. Каменская, гимназия № 53; многие другие опытные и молодые педагоги г. Пензы). Идея компьютерного обучения русскому языку, выдвинутая профессором Н. Н. Алгазиной, продолжает развиваться последователями учёного, её научной школой. На современном этапе необходима консолидация усилий педагогов, специалистов по информационным технологиям, менеджеров.

Создание творческой лаборатории позволило объединить заинтересованных специалистов, содействовать обобщению и распространению их опыта, дало возможность разработать и внедрить в учебный процесс новые методики и технологии. Главный результат – повышение качества знаний учащихся, развитие интереса к предмету «Русский язык», который нашими учащимися воспринимается не как скучный и сложный, а как важный и интересный, хотя и непростой в освоении».

С приветственным словом к педагогам обратилась О. В. Христолюбова. Заседание научно-исследовательской лаборатории началось с вручения грамот самым активным участникам. Затем собравшиеся познакомились с новым программным продуктом по лексикологии, подготовленным коллективом под руководством профессора О. И. Руденко-Моргун. Были подведены итоги работы и намечены перспективы развития лаборатории.

Проведение «Образовательного марафона» показало актуальность затронутых вопросов, востребованность предлагаемых форм сотрудничества студентов, школьников, педагогов общеобразовательной и высшей школы, журналистского сообщества; перспективность начатого дела.

   

    

Александра Александрова

Фотографии сделаны Алевтиной Сафоновой