Необычное занятие по культуре речи на историко-филологическом факультете

12.02.2014 19:28

Необычное занятие по культуре речи состоялось на историко-филологическом факультете. Студенты групп 13ИПР1 и 13ИПЛ1 под руководством доцента кафедры «Русский язык и методика преподавания русского языка» М. Г. Лунновой представили свои работы по теме «Национальные особенности речевого этикета», в творческой форме рассказав об общих и различных чертах русского, украинского, татарского, мордовского, армянского, грузинского, французского, английского, испанского, индийского, китайского, турецкого и шведского речевых этикетов.

На занятии студенты узнали о речевых оборотах, устойчивых выражениях, обрядах, праздниках того или иного народа. Некоторые выступления сопровождались не только презентацией, но и инсценировкой обряда (сватовство на Украине, поднесение хлеба-соли на русском рушнике долгожданному гостю), а также демонстрацией элементов этнических костюмов, предметов быта (мордовское трёхметровое домотканое полотенце с особым орнаментом, веретено из прабабушкиного сундука), национальных блюд (украинские галушки, татарские перемячи, грузинские хачапури, восточные сладости).

Чтобы произвести ещё большее впечатление на слушающих, некоторые из участников этого необычного урока читали стихи, пели песни, показывали мультфильм на языке, о котором рассказывали.

В конце занятия студенты сделали вывод о том, что у разных по манере поведения, складу характера, бытованию народов есть много общего в речевом этикете: языковые формулы для почитания старших, уважительного отношения к гостю, ласкового обращения к близким и др. Несомненно и то, что этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Многие участники этого нетрадиционного занятия присоединяются к мнению Влада Болышева, студента группы 13ИПР1: «Если говорить о положительных сторонах такого урока, то очень порадовал тот факт, что почти все пытались воспроизвести чуждые им языки, несмотря на то, что не всё получалось. Я видел подготовку к этому занятию и убедился, что люди заинтересованы не баллами, а тем, что они делают. На мой взгляд, это важно. Хорошо, что темы были довольно разнообразны. Это позволило узнать много нового».

Индира Мартынова, группа 13ИПР1