Педагогическая практика у студентов историко-филологического факультета

19.02.2013 15:45

У студентов 4-ого курса историко-филологического факультета Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ (специальности «Русский язык и литература» и «Журналистика») полным ходом идёт педагогическая практика. В течение многих лет наших практикантов с удовольствием принимают в «Лицее современных технологий управления № 2», многопрофильной гимназии «Ступени» №4, 11-й, 12-й, 35-й, 52-й и других школах г. Пензы.

Каждый год студенты испытывают одни и те же чувства перед первой длительной практикой, предполагающей самостоятельную педагогическую деятельность: от волнения и страха «А смогу ли я?..» до радостного предвкушения «Ну, наконец-то!..»

    

Вот, например, выдержки из дневника педагогической практики студентки группы Л-41 Федосовой Анастасии:

Федосова Анастасия Павловна, школа № 52, 6»Б» класс.
День первый.
Встретили очень хорошо, узнали. Любимая загадка на сегодня: «Как зовут практикантку?». Задавали всем вновь входящим и дружно хохотали над ответами. Одна девочка всё-таки вспомнила.
Завалили вопросами о моей дальнейшей деятельности; рассказали всё, что только можно было. И показали. И это всё за то время, пока собирались домой!
Очень понравилась идея с полкой для обмена книгами. Успели посоветовать, что почитать, загадали загадку из книги. Отдежурили, теперь можно и домой. Завтра будет новый день!
P.S.: А здорово вернуться в школу!
День третий.
Дети хорошо работают на русском, но больше любят литературу. Пишут конспекты по русскому языку, делают кластеры; на литературе сочиняют синквейны, делают карточки. Очень интересно!
День пятый.
Проверяла дневники. Вертелись около меня, подсматривали, что ставлю. Каждый день интересуются, когда буду вести. «Скоро-скоро!»
День седьмой.
Провела первый урок – контрольный диктант. Всё не так страшно, как казалось сначала. Дети слушают, выполняют задания, на уроках не шумят, но при этом активны. Всё очень нравится и мне, и им!

Своими впечатлениями о практике делится студентка 4-го курса Лариса Курносова:
Практика на 4 курсе для меня оказалась целым открытием: я совершенно по-другому посмотрела на работу педагога, на роль учителя в учебном процессе. Активная практика очень помогает "почувствовать себя в этой шкуре". Не могла себе даже представить, что буду испытывать такое чувство ответственности к детям, к знаниям, которые я должна им дать. Спасибо учителю русского языка Остроуховой Вере Яковлевне за ценные методические советы и, можно сказать, образец поведения и ведения уроков русского языка и литературы. Очень рада, что прохожу практику именно в школе № 52.

Приятно, что в школах города успешно работают недавние выпускники факультета, которые сегодня стали наставниками наших студентов. Мария Сергеевна Щуркина, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 52, получившая в 2010 г. красный диплом, рассказывает:

«Быть учителем я мечтала всегда, сколько себя помню. Поэтому после окончания школы сложного выбора, где продолжать образование, передо мной не стояло: только педагогический.
В 2010 году я получила диплом о высшем образовании, где, открыв красную корочку, можно было прочитать: «учитель русского языка и литературы». Учиться было, несомненно, интересно. Но только начав работать в школе, я поняла, как безгранично много дали мне мои педагоги. Они научили меня главному – любить то, что преподаёшь. Ведь на каждом занятии было видно, как каждый из них трепетно относится к своему предмету и стремится передать это чувство студентам.
Интереснее всего мне было учиться на 4 и 5 курсах, когда в списке учебных дисциплин появились методики преподавания русского языка и литературы. Именно тогда я узнала, как применить полученные знания, как сделать так, чтобы тот набор «инструментов», которым я овладевала в течение всей жизни, превратился в прекрасный оркестр и зазвучал для учеников захватывающей дух мелодией. А какой восторг у меня вызывала педагогическая практика!
Сейчас вот уже 3 года я работаю учителем русского языка и литературы. Моя мечта сбылась. Когда к нам в класс, уже на свою педагогическую практику приходят студенты с родного факультета, открываю каждого из своих учеников для себя с новой стороны. Иногда сидишь за последней партой, слушаешь ответ ученика и думаешь про себя: «Ага, а вот тут как? Да! Молодец! Хм… Ну кто-то догадается или нет? Вспомните, мы говорили об этом». И вспоминают! И догадываются! Отрадно и то, что студенты приходят знающие, заинтересованные, увлекающиеся. Они наблюдают за моим стилем преподавания, предлагают свои приёмы, варианты работы над той или иной темой.
Недавно я поставила перед собой ещё одну цель: стать кандидатом наук и защитить диссертацию по методике преподавания литературы. Полученные знания помогли поступить мне в аспирантуру крупнейшего московского педагогического вуза, а сформировавшиеся ещё во времена студенчества упорство, активная жизненная позиция и любовь к профессии, я уверена, помогут мне достичь желаемого!»