Ректор ПГУ В.И. Волчихин принял участие в совещании по вопросам реформирования системы высшего образования

13.12.2012 14:54

10 декабря в Поволжском институте управления имени П.А. Столыпина состоялось расширенное совещание по вопросам реформирования системы высшего образования в регионах ПФО. В нем приняли участие полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, Губернатор Саратовской области Валерий Радаев, депутаты Государственной Думы РФ, представители органов исполнительной власти регионов ПФО, ректоры поволжских вузов, руководители предприятий, лидеры молодежных организаций и студенческого самоуправления.

Пензенский государственный университет на совещании представляли ректор Владимир Иванович Волчихин, первый проректор Виктор Афанасьевич Мещеряков, советник при ректорате по молодежной политике Игорь Анатольевич Лебедев, председатель Совета студенческого самоуправления, Председатель Пензенского отделения ВМОО РССО Светлана Михайловна Павлова, член Президиума РССО Оксана Петровна Штыркова. Возглавила Пензенскую делегацию заместитель председателя правительства Пензенской области Елена Алексеевна Столярова.

В своём вступительном слове Михаил Бабич подчеркнул, что совещание проходит в рамках реализации задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным в своих программных статьях. В сфере модернизации системы высшего образования полпред Президента назвал приоритетами оптимизацию системы вузов, увеличение заработной платы работникам высшей школы, улучшение научной деятельности высших учебных учреждений.

В Приволжском федеральном округе действует более 460 вузов, в которых обучается свыше 1 млн. студентов. «Приволжский федеральный округ является признанным центром развития высшего образования, центром прикладной науки. Реформа высшего образования имеет важное значение для всех секторов экономики», - подчеркнул Михаил Бабич.

Министр образования РФ Дмитрий Ливанов отметил, что перед федеральным ведомством стоят задачи по таким ключевым направлениям как мониторинг эффективности вузов, реформирование и оптимизация вузов, не проявивших результативности, включению показателей оценки эффективности воспитательной работы в интегрированный показатель оценки работы ректоров и преподавателей ВУЗов, созданию системы научно-практических конференций и летних научно-дискуссионных лагерей для перспективных молодых ученых с приглашением ведущих преподавателей и исследователей в актуальных сферах развития науки. По словам главы министерства, все филиалы высших учебных заведений, признанных по итогам мониторинга неэффективными, подлежат реорганизации и не имеют права принимать новых студентов с 2013 года.

По вопросу заработной платы преподавателей вузов министр отметил, что она должна быть значительно увеличена. По его словам, работу настоящих профессионалов, способных дать студентам современные научные знания, нужно высоко оплачивать. Дмитрий Ливанов обозначил задачу – в 2013 году довести зарплату преподавателей вузов до уровня средней оплаты труда по экономике региона.

Также было обозначено, что сегодня каждый вуз страны оказался перед необходимостью подтвердить свою эффективность в соответствии с разработанными критериями. Реалии сегодняшнего дня таковы, что современные технологии развиваются быстрее, чем система образования. Параллельно растут требования к качеству подготовки специалистов со стороны государства и бизнеса. И выстоять в этой достаточно жесткой ситуации могут только те вузы, где наука, теория и практика достигают оптимального баланса.

На совещании были озвучены наиболее актуальные аспекты деятельности крупнейших региональных образовательных учреждений - обновление образовательных программ с учетом потребностей рынка труда, взаимодействие вузовской науки и реального сектора экономики, расширение инновационной деятельности, наращивание подготовки кадров для промышленного сектора региона. Крайне важным Валерий Радаев назвал создание эффективной системы прогнозирования потребности в специалистах по отдельным отраслям экономики, а также системы партнерства каждого вуза с работодателями.

     Участники совещания рассмотрели вопросы развития вузовского стратегического планирования, обеспечивающего повышение конкурентоспособности вуза, анализа положительного опыта и выработки типовых схем укрупнения вузов, некоторых подходов к оценке эффективности деятельности вузов. В целях активизации гражданско-патриотического воспитания в вузах, содействия развитию студенческого самоуправления было решено: определить гражданско-патриотическое воспитание в качествеприоритетного направления государственной политики в сфере образования на всех уровнях управления системой высшего образования, осуществить планирование соответствующих мероприятий и контроль за их реализацией; содействовать развитию деятельности студенческих объединений, вовлечению учащихся в соответствующие социально-полезные практики посредством грантовой поддержки, направленной на дальнейшее развитие институтов гражданского общества.