Главное — не сидеть на месте!

27.11.2025 08:05

Матвей Архипов — инженер-метролог ППО ЭВТ им. В. А. Ревунова. В июле этого года он получил диплом Пензенского государственного университета, окончив обучение на кафедре «Информационно-измерительная техника и метрология» Политехнического института, но работать начал гораздо раньше. Почему молодой человек выбрал столь специфическую профессию и как ему удавалось совмещать работу и учёбу? 

— Матвей, вы начали работать ещё во время учёбы. Что это было за решение: не ждать диплома, а погружаться в профессию сразу? И как вам удавалось совмещать работу и учёбу?
— Было сложно, но благо и предприятие, и университет пошли навстречу. И успеваемость не просела, и на работе все задачи выполнялись в срок. Все просто вошли в моё положение, и вышло как вышло. Очень удачно, по-моему.

— А почему вы так решили? Может, было бы лучше сначала учиться, а потом уже работать?
— Мне изначально, когда я поступал, казалось, что было бы хорошо закреплять теоретические и базовые знания, которые мне давал университет, чем-нибудь практическим. Пусть в вузе практика у нас тоже была, но всегда приятнее и интереснее, если ты сам участвуешь в производственном процессе, видишь всё это изнутри на предприятии.

— Матвей, а вот сейчас, если судить с позиции инженера… Что из университетской программы оказалось для вас самым ценным и полезным? А какие знания, наоборот, не пригодились?
— Считаю, что все навыки и знания в той или иной степени полезны. Ты никогда не знаешь, с чем можешь столкнуться в работе. Пусть у меня и узкая направленность — специалист по метрологии, но мне приходится решать множество различных задач: и ремонт приборов, и поверка, и калибровка, и взаимодействие с людьми. Здесь особенно важна коммуникабельность. Поэтому я считаю, что любой навык пригодится. Стоит усваивать всё, что тебе дают, по максимуму.

— Был ли в университете преподаватель (предмет), который сформировал ваш интерес к метрологии? И что вас вообще привлекло в этой специальности?
— Изначально, когда я выбирал, куда поступать, заинтересовался метрологией просто потому, что, как бы это ни было странно и незаметно для многих, она присутствует почти везде. Буквально начиная с формирования технической документации до производственного процесса, потому что приборы мы не можем использовать без поверки. А если они выходят из строя, то производственный процесс будет приводить к браку. Так что метрология на всех этапах жизненного цикла изделия нужна и важна. А предмет и преподаватель... Все педагоги на нашей кафедре были хороши, поэтому каждый из них сформировал моё стремление работать по специальности.

— С каким самым большим разочарованием или трудностью вы столкнулись на своём рабочем месте, когда поняли, что университет этому не учил?
— Из-за того, что мы живём в быстроразвивающемся мире, у нас, как мне кажется, при устройстве на работу знаний никогда не будет хватать. Тебе придётся учиться не только на первых порах, но и дальше, в будущем. Для меня поначалу было трудно справиться с большим объёмом информации. Приходилось вникать во всё и сразу: и в техническую документацию, и в устройство новых, более современных приборов. Пусть они по функционалу и схожи с теми, что я изучал, но всё равно техническая и цифровая часть потребовали освоения и времени. Наверное, в этом и была главная сложность.

— Но вам помогали старшие коллеги?
— Конечно. У меня была наставница в группе, мой руководитель. Мне все понемногу помогали, чтобы я быстрее освоился. Но это не отменяет того, что в первую очередь у самого человека должно быть желание вникнуть и разобраться.

— Чего, на ваш взгляд, сегодня больше всего не хватает в подготовке инженеров в университетах?
— Мне бы лично хотелось, чтобы было больше практики, больше современных передовых приборов. Потому что сейчас в производственном процессе стараются отходить от старых, советских образцов, закупают новые, которые могут одним корпусом заменить несколько сразу. Было бы хорошо, чтобы в университетах, в специализированных лабораториях, таких приборов было больше.

— А что, наоборот, стало для вас приятным сюрпризом? В какой момент вы почувствовали, что ваша университетская база даёт вам реальное преимущество?
— В первую очередь, база, которую дали мне университет и моя кафедра, — это теоретическая подкованность в документах и фундаментальных аспектах метрологии, а также практический опыт работы с приборами. Я бы не сказал, что это очень сильное преимущество, но полученные в вузе знания позволили мне начинать не с нуля. А стартовать без багажа всегда тяжело. Вузовская база позволила затратить меньше времени на включение в рабочий процесс.

— С какими мифами о работе инженера-метролога пришлось расстаться, когда вы начали работать? И чем на самом деле интересна ваша профессия?
— Изначально мне казалось, что инженер-метролог — это человек, который видит перед собой за день больше документов, чем людей. И всё вокруг только поверяется и калибруется. В принципе, изначально это так и было, но впоследствии я пришёл к тому, что инженер-метролог никогда не сидит на месте. Каждый раз выходят новые документы, ты должен их изучить, интегрировать в рабочий процесс. А с приборами ещё интереснее: когда ты сидишь, разбираешься, кому-то потом ещё объясняешь устройство сложного механизма. Скучать просто некогда!

— Как, по-вашему, промышленные предприятия могли бы лучше адаптировать и удерживать молодых специалистов?
— Наверно, это наставничество. И увеличение объёма практики. Я имею в виду не просто летнюю практику, а именно постоянную вовлечённость в производственный процесс. Например, дополнительные занятия на предприятии, как какой-нибудь предмет, чтобы студенты могли приходить в лаборатории, смотреть, учиться работать с приборами. Это могло бы быть что-то вроде выездной кафедры ПГУ на том или ином заводе.

— Что воодушевляет и мотивирует лично вас в профессии сегодня? Видите ли вы себя в ней через 5–10 лет?
— На такой долгий срок я не загадываю, но, наверное, года 3–4 буду работать по профессии. Просто потому, что чувствую: мне есть куда расти и развиваться, есть что узнавать и к чему стремиться. А воодушевляет и мотивирует меня получение новых знаний, навыков. Здорово узнавать каждый день что-то, что может потом пригодиться. Сидишь, читаешь, закрепляешь полученные сведения на практике. Или, например, приносят новый прибор, совсем другой. С ним очень интересно разобраться, посмотреть на него в работе.

— Матвей, если бы вам дали возможность что-то изменить в системе «вуз — предприятие одним росчерком пера, что бы это было?
— Наверно, первое, что мне пришло в голову, — это сделать что-то вроде распространённой в IT-сфере практики: длительные тренинги, когда молодых людей приглашают, чтобы они попробовали себя в условиях производства. Давать студентам несколько месяцев, чтобы можно было посетить предприятие и успеть понять, что это такое. Чтобы и вуз пошёл им навстречу: выделил часы, чтобы они какую-то часть дня проводили на производстве и сами для себя решали, хотят ли они связать с той или иной сферой свою дальнейшую жизнь. Мне кажется, нужно активнее вовлекать молодёжь в рабочие процессы. Конечно, всё это сложно организовать на практике. Но при большом желании и со стороны вуза, и со стороны предприятия первые шаги, я уверен, сделать вполне возможно.

Фото пресс-службы АО «ППО ЭВТ им. В. А. Ревунова»