В ПГУ занимаются проектированием изделий из высокотехнологичных композитов04.06.2025 10:00
Изделия из ПСКМ широко применяются в различных отраслях промышленности благодаря их высокой прочности, малому весу и устойчивости к внешним воздействиям. К примеру, фюзеляжи самолетов, обшивка спутников, панели теплозащиты космических аппаратов. «Композиционные материалы также используются при изготовлении солнечных панелей, деталей самолетов, вертолетов и автомобилей. Современный спортивный инвентарь: лыжи, сноуборды, теннисные ракетки, клюшки для хоккея также изготовлены из композитов», — поделилась Екатерина Карташова, разработчик проекта. Она добавила, что, несмотря на все видимые достоинства, повсеместное использование ПСКМ сдерживает сложность проектирования изделий из них: «Это сложный процесс. Он требует учета множества факторов: состава и характеристик физико-механических свойств компонентов, структуру композита, включая схему укладки слоев и их ориентацию». Проектирование начинается с самого главного, а именно с определения требований к изделию из ПСКМ, области его применения. Далее выбираются компоненты будущего материала (полимерное связующее, стекловолокно или углеволокно), определяются структура и раскладка слоев, технологический процесс и другие параметры. После проектирования материала создаются опытные образцы. Их испытывают, проверяя соответствие характеристик изделия расчетным данным. «Очень важно проверить адекватность компьютерных моделей. Для этого и сопоставляются результаты эксперимента и расчета», — пояснила разработчик. Научный коллектив кафедры «Теоретическая и прикладная механика и графика» Пензенского госуниверситета — инженер 1-й категории Екатерина Карташова и д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой Александр Муйземнек — предлагает учитывать технологические дефекты на этапе проектирования изделий из ПСКМ. Учет технологических дефектов на стадии проектирования изделий из ПСКМ позволит повысить их качество. «Классификация технологических дефектов в ПСКМ на основе особенностей их строения играет важную роль. От правильной идентификации и понимания характера дефекта зависят физико-механические свойства изделия», — рассказала Екатерина Карташова. В классификацию ученые включили пять основных групп технологических дефектов, каждая из которых включает подгруппы. Разработчики предлагают учитывать следующие технологические дефекты: отклонение толщины и массы от проектных значений, пористость, локальные отклонения углов ориентации нитей, отклонения углов ориентации тканевых слоев, относительное расстояние между нитями в слое, волнистость. «Эти дефекты оказывают существенное влияние на модули упругости и пределы прочности материала», — уверена Екатерина Карташова. В настоящее время разработкой заинтересованы российский производитель оборудования ООО СКБ «Победит» и ведущее предприятие атомной промышленности России ФНПЦ «ПО „ Старт” имени М. В. Проценко». Результаты исследования пензенских ученых внедрены в несколько научно-исследовательских работ. Совместная работа продолжается. В планах научного коллектива расширить перечень технологических дефектов. |